Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Восстановить доброе имя героя помогли журналисты

Общество
Восстановить доброе имя героя помогли журналисты
На русско-украинской границе неспокойно - минувшей ночью под обстрел попал автобус с детьми-беженцами. / Фото: Козлов Сергей
28 мая — День пограничника. В Москве торжественные мероприятия будут проходить в течение двух дней.

Накануне праздника мы напоминаем, что «ВМ» готовится к акции: рассвет 22 июня наши журналисты встретят на погранзаставе имени Феодосия Кириченко в Гродненской области в Белоруссии, которая 75 лет назад встала на пути захватчиков. В неравном бою не выжил ни один пограничник. «ВМ» попыталась проследить судьбы родственников павших героев. В номере «ВМ» от 10 мая мы рассказали, что жене начальника заставы Феодосия Кириченко удалось спастись. Мы нашли в Москве ее сына от второго брака, контр-адмирала Владимира Зенченко. Сегодня мы рассказываем о том, как удалось разыскать эту женщину и ее семью.

О судьбе Кириченко и его бойцов более 60 лет не было ничего известно. Только в Гродненской области ходили слухи о том, что застава держалась дольше соседних, вроде бы даже целые сутки. И что жена начальника успела бежать в соседнюю деревню.

Татьяна Никитина, собственный корреспондент белорусской «Народной газеты» по Гродненской области, задалась целью найти женщину. Она сделала запрос в Центральный архив федеральной погранслужбы и узнала, что у жены Кириченко было редкое имя — Константина.

— В областном архиве Минска нашли двух женщин с такими паспортными данными, — рассказала «ВМ» Татьяна Кузьминична. — Совпадало все, кроме возраста. Разница — в пару лет. Но стремление стать на год-два моложе было распространено среди молодых незамужних женщин, получавших паспорта после оккупации.

Одна из женщин к тому моменту уже скончалась. Татьяна Никитина связалась с ее семьей — ничего общего с Кириченко у нее не было. Оставалась вторая — Константина Станиславовна Яновская.

В апреле 2002 года Татьяна Кузьминична встретилась с нею. Константине Станиславовне было уже 83 года, она страдала болезнью Паркинсона (на следующий год она умерла). Говорил за нее в основном муж — Афанасий Зенченко. Он подтвердил, что первым супругом Константины был пограничник Кириченко.

С августа 1941 года по июль 1944 года Костя работала в имении немецких колонистов в Белостокской области.

Она тщательно это скрывала (в советское время такой факт бросал тень на человека), но семья, конечно, все знала.

— Она рассказывала, что хозяева относились к ней человечно, — вспоминает ее внук Сергей Зенченко, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин исторического факультета Белорусского государственного педагогического университета. — За войну она осуждала только Гитлера, но никогда — простых немцев. Думаю, что на меня как на историка повлияло общение с бабушкой.

Татьяна Никитина считает, что ее расследование помогло обелить имя Феодосия Кириченко.

По ее словам, существовало подозрение, будто начальник заставы скрылся на Западе — ведь ни тела, ни документов не нашли. А вдова подтвердила, что он погиб в бою в первый же день войны.

НАШИ ЗЕМЛЯКИ ТОЖЕ ПРИНЯЛИ ПЕРВЫЙ УДАР

В Белорусском погран-округе к 22 июня 1941 года насчитывалось 19 658 бойцов и командиров.

В первые же дни более 16 тысяч пропали без вести. Информацию о них собирал Владимир Верхось (1928–2015), заведующий Музеем истории Гродненского государственного аграрного университета.

— Владимир Павлович работал в архивах 24 городов, — рассказал «ВМ» нынешний директор музея Роман Боуфалик. — Он нашел информацию о 12 503 погибших. После его смерти мы разыскали данные еще на 45 человек.

На заставе, которой командовал Кириченко, москвичей не было. Но в самом 86-м погранотряде служили как минимум четыре человека, связанных с Москвою и областью (далее…).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.