Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Почему на самом деле детям нужно носить школьную форму

Общество
Почему на самом деле детям нужно носить школьную форму
В этом году в школу пойдут свыше 105 тысяч первоклассников / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
«ВМ» выяснила, что в единообразной одежде учеников есть другой, более глубокий смысл.

Новостные ленты зашумели громкими заголовками: министр просвещения РФ Ольга Васильева выступила против введения единой школьной формы. Да как такое может быть, читается между строк, чтобы сама Васильева такое сказала! На самом деле министр лишь выразила сомнение в острой необходимости вводить единую для всей страны одежду учащихся.

Помните, как в СССР? Коричневые платья, синие курки с нашивкой на рукаве — от Москвы до самых до окраин. Как раз без этой уравниловки, считает Ольга Васильева, вполне можно обойтись. Во всяком случае, пока. Тем более что в каждой школе есть своя форма и учителя стараются следить, чтобы дети не сильно отклонялись от внутреннего дресс-кода. И этого, в принципе, достаточно. Никакого протеста против школьной формы как таковой нет и быть не может. Что бы ни говорили противники единообразия в школьной одежде, российским детям, по мнению специалистов, форма необходима более, чем любым другим. Такой уж у нас архетип: форма для русского человека — это обязательный элемент воспитания.

— Дело в том, что, вопреки всеобщему заблуждению, россияне крайне индивидуалистичны, — поясняет  кандидат социологических наук Игорь Кузнецов. — Пресловутая тяга русского человека к коллективизму — это миф. Поэтому и ценности у нас коллективистские. Ведь что такое ценности? Это то, чего недостает. Вот Европе, например, наоборот, не хватает именно индивидуализма. Европейское общество ориентировано на группу. И поэтому им надо культивировать свою «особость», что они и делают. У нас все наоборот. Уж чего-чего, а «особости» у нас с избытком! И нам надо культивировать коллективизм. Школьная форма помогает его воспитывать.

Другими словами, любое общество культивирует и взращивает то, в чем остро нуждается. То, что ему необходимо, чтобы нормально функционировать. Выходит, смысл единой одежды школьников не только в том, чтобы все они выглядели одинаково. Он гораздо глубже.     

— Сама идея любой формы — это уравнивание, — говорит социолог. — В случае школьной формы дети равны перед знаниями. Если мы бы говорили о дресс-коде  крупных корпораций, то имели бы в виду равенство перед поставленными задачами. Какая связь? Школьная форма приучает к тому, что в будущем человек будет готов надеть деловой костюм или рабочую спецовку и выполнять определенную роль. Форма — это символизация любого статуса, скрывающая доходы, пристрастия и привычки. Когда человек надевает любую форму, это значит, что он включается в определенную роль.  В форме вы не личность, вы представитель — школы, компании и др.

Кто-то найдет в словах эксперта подтверждение теории о том, что одинаковая одежда подавляет личность. Такие доводы были популярны в начале 1990-х, когда демократические свободы ворвались в жизнь россиян. Какие-то больше ударили по голове. Так же форма. Школяров освободили от обязаловки носить на уроки одинаковую одежду, и началось такое....  Природный индивидуализм русских детей, не сдерживаемый ничем, разгулялся по полной. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть. Но в данном случае наоборот. Европейцу, нацеленному на жизнь в коллективе, можно разрешить хоть голышом в школу ходить — дальше скромных джинсиков с батничком его креатив вряд ли пойдет. С нами так нельзя.  

— В индивидуалистическом обществе нежелательно снимать ценности коллективизма, — уверяет  Игорь Кузнецов, — получится «что хочу, то и ворочу». Это анархия и несовместимо ни с какой демократией.  

Вот и выходит, что рассуждения о том, как внутренне раскрепощаются школяры, приходя на уроки в рваных джинсах, как открывают в себе лучшее, — лишь популистские околонаучные заявления. Ничего плохого в школьной форме специалисты не видят. Одни плюсы.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.