Роды без страха
С каждым днем моя беременная подруга все больше волнуется и переживает, хотя прочла немало книг, не единожды консультировалась с врачом, беседовала с рожавшими подругами. Больше всего она боится, что боль при схватках будет невыносимой, она сделает что-нибудь не так и навредит малышу. Все это давние стереотипы, но как с ними бороться, многие женщины не знают. Что делать? Поговорить с психологом. Сегодня наш эксперт – кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по медицинской части многопрофильной Городской клинической больницы №13 Департамента здравоохранения Москвы Алевтина Капкаева.
– Многие беременные женщины бояться предстоящих родов. Как врачи вашей больницы помогают им бороться со страхом?
– Даже во время желанной беременности поступающие в больницу женщины ощущают некоторую растерянность и необходимость в руководстве. Об этом свидетельствует почти 45-летний опыт ведения беременных в нашей больнице. Но начну я издалека. Гинекологические отделения, а их два, были организованы еще в 1974 году, когда открылся хирургический корпус больницы, одновременно принявший и беременных.
А уже на следующий год после открытия гинекологические отделения стали базой кафедры акушерства и гинекологии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова, которой много лет заведует заслуженный врач России, профессор, доктор медицинских наук Амирхан Торчинов. Именно он в своих работах задолго до появления специальности «медицинский психолог» говорил о психологических составляющих. С середины 70-х годов прошлого столетия сотрудники кафедры работают с беременными женщинами на предмет их психологической реабилитации с учетом различной патологии в анамнезе.
Вот и сейчас коллективом Амирхана Михайловича разработана комплексная клинико-психологическая модель ведения беременности пациенток с замершей беременностью в анамнезе. В период ведения беременности кафедральными сотрудниками всегда осуществляются психологическая диагностика, психологическое консультирование и психокоррекция, а также идет постоянное взаимодействие акушера-гинеколога с психологом.
– Вы упоминали, что в структуре невынашивания беременности одной из первостепенных причин является именно неразвивающаяся беременность, частота которой остается стабильно высокой. Расскажите об этом, пожалуйста.
– К сожалению, это не только медицинская, но еще и социально значимая проблема. Исследования кафедры акушерства и гинекологии показывают, что женщины, перенесшие неразвивающуюся беременность, помимо гинекологических заболеваний страдают повышенной нервозностью, негативными переживаниями, тревожностью, напряженностью, беспокойством, депрессией и раздражительностью. Во время последующей наступившей беременности, а также в родах у этого контингента беременных возрастает число осложнений, то есть замершая беременность отражает системную неготовность организма женщины к вынашиванию беременности.
По данным «наших кафедралов» непредвиденное осложнение беременности в виде преждевременной отслойки нормально расположенной плаценты встречается чаще у беременных, которым не проводилась психопрофилактическая подготовка, а средний срок пребывания новорожденных в родильном доме у группы беременных, получавших психологическое сопровождение беременности и подготовки к родам, длился по сравнению с группой без психологического сопровождения почти на двое суток меньше. Амирханом Торчиновым и его командой научно доказано, что у женщин с нормально протекающей беременностью выявляется достаточно высокая степень ценности материнства, и положительный образ будущего материнства, как правило, сформирован.
На самом деле тема психологического сопровождения пациенток гинекологического профиля и беременных намного серьезнее, чем кажется.
– Но в Москве немало мест, где беременных готовят к родам. Чем отличается ваше учреждение?
– Как правило, там отсутствуют врачи, а есть не имеющие медицинского образования психологи и педагоги. Их работа строится в основном на негативном отношении к официальному здравоохранению. Мы же хотим донести в первую очередь до населения, что в нашей больнице значительная часть внимания сосредотачивается на психологической подготовке женщины к родам и после родов исходя из того, что положительное эмоциональное состояние женщины во время беременности наилучшим образом отражается на состоянии и развитии плода. Будучи студентами и изучая дисциплину «Акушерство и гинекология», мы считали своим долгом прочитать книгу английского врача Грентли Дик-Рида «Роды без страха», ставшую бестселлером.
Почти 90 лет назад он писал не о методике родов, а о некой жизненной философии, существенной частью которой и являются естественные роды, а опыт, приобретаемый во время беременности, влияет в хорошем или плохом смысле не только на ребенка, но и на всю семью, в которой этот ребенок родился. Он считал, что отличительные особенности родов и отношение к ним, свойственные той или иной нации, непосредственно отражают ее взгляды на ценность каждой отдельно взятой жизни, что, в свою очередь, влияет опять же хорошо или плохо на всю нацию и, в конечном счете, на человечество в целом. Как видите, еще Грентли Дик-Рид полагал, что плод уже в утробе подвержен влияниям обстоятельств жизни и настроениям матери.
– Быть мамой непросто, особенно когда выходишь из клиники и отправляешься домой с новорожденным ребенком.
– Наши медицинские психологи учат стать мамой не только во время беременности, но и после родов в Центре восстановительного лечения детей до 3 лет, который начал функционировать в нашей больнице в 2014 году. По поводу воспитания детей существует много теорий, однако в последнее время все больше родителей понимают важность этого вопроса и пытаются осознать свой собственный родительский вклад во взаимоотношения с детьми.
В нашем Центре родители пытаются понять естественно сложившийся в их семье стиль воспитания вместе с кандидатом психологических наук Мариной Бернадской, которая работает медицинским психологом, окончив факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Марина Эдуардовна длительное время занималась научно-исследовательской работой по различным проблемам аномального развития детей, а также разработкой методических материалов для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, и сейчас она очень вдумчиво помогает родителям понимать механизмы общения с ребенком и те психологические модели, которые каждый из родителей вносит в общую семейную стратегию воспитания.