Что посеешь…
Для того чтобы собрать смородину, садовод приобрел и посадил на своем участке сортовые саженцы этих ягод. Намереваясь вырастить морковь, люди купили ее семена и высеяли их на грядку. Тот, кому нравится окружать себя красотой, готовил к посадке луковицы тюльпанов и лилий, клубни георгинов, рассаду астр, саженцы роз — всего не перечесть. Подчеркну: дачник, который хочет получить урожай помидор, высадит в теплицу рассаду томатов, а не клубнику. Если разбивают клумбы, то сажают на них не картошку или редис, а именно те цветы, которыми мечтают любоваться.
Странно выглядел бы человек, который из года в год рассказывал бы всем, что хотел бы поесть своего крыжовника, но не посадивший у себя ни одного его кустика, зато упорно сажающий по всему участку кусты жасмина. И вряд ли кто-либо, будучи в здравом уме, станет сетовать, что на грядке не вырос чеснок, если он сам посеял там перец.
Отчего же то, что очевидно для дел и забот садово-огородных, оказывается не столь очевидным, когда речь идет о других сферах нашей жизни и окружающем нас мире. Сетуя, что нам недостает полезных плодов, мы сами «сеем» сплошные «сорняки» с упорством и не задумываясь о результате.
Например, человек жалуется на чужую недобросовестность, вспоминает множество случаев, как он сам и его знакомые пострадали от посторонней халатности, утверждает, что с безответственным отношением к своим обязанностям хорошо в этом мире не будет никому. Говорит он правильные слова, но сам же работает, спустя рукава, и находит себе множество оправданий: «За такие-то деньги выкладываться? Нет уж, я не ишак! Все равно никто не ценит, и стараться нечего. Как ни усердствуй, премии не дадут. Даже «спасибо» никто не скажет, а я из кожи вон лезть должен? У меня столько дел, я и кое-как не успеваю их переделать. Меня на повышение квалификации не посылали, так что делаю, как умею. Я на трех работах вкалываю, а в сутках часов не прибавилось», — этот список можно продолжать долго. Для чужого нерадения всегда найдутся гневные слова, как и для своего всегда найдутся оправдания. Страдая на каждом шагу от чужого безразличия к профессиональным обязанностям, люди сами нередко так же относятся к своей работе и только добавляют «сорняков» недобросовестности в наш общий мир.
Нередко можно услышать: «Кругом одно воровство, а взяточники совсем совесть потеряли». Но в то же время сам сказавший не отказывается от материально выраженной «благодарности» при всяком возможном случае и даже намекает на ее желательность. А другой, мечтая жить в честном, справедливом обществе, при всякой возможности старается поживиться, прихватить домой, безнаказанно присвоить все, что только ему доступно: бензин, стройматериалы или бумагу для принтера на работе, мелкие товары в магазине самообслуживания, пластиковые пакеты в магазине, яблоки в чужом саду, бесплатно проехать в автобусе и т.п. И при этом на словах все сетуют, что у людей совести совсем не осталось.
Кто-то возмущается, что почти все вокруг злые, грубые, наглые, вспыльчивые, и тут же начинает перебивать, повышать голос, оскорблять. Что ждать от окружающих, если ты сам привык ни с кем не считаться, обругивать, вести себя по-хамски с другими людьми.
Если в садах и огородах мы стараемся сеять именно то, что мечтаем вырастить, то и в нашей жизни нужно стараться сеять именно то, что мы сами хотим получить от нашего общества и от непосредственно окружающих нас людей, а не взращивать «сорняки».
Господь оставил нам понятное правило поведения: поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой (Мф. 7, 12). При всей ясности этих слов, исполнять их на деле очень нелегко. Этому противится наша злая привычка ставить на первое место себя и свои амбиции. Для возделывания души нужен труд не менее упорный, чем на земле, если хотим, чтобы наша жизнь принесла добрые плоды Богу.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции