Пришло время менять автомобили на новые
Кризис в отечественной экономике в целом еще не преодолен, курс валют скачками движется ввысь, а москвичи тем не менее скупают новые автомобили. Притом что это — не самое лучшее вложение денежных средств.
Вот всего несколько показательных цифр. Продажи автомобилей в 2017 году, если оглянуться на 2016 год, возросли на 10 процентов. По сравнению со статистикой годичной давности в первом полугодии 2018-го рост объема продаж автомобилей увеличился уже почти на 15 процентов — до 112 тысяч машин. Только в июне было продано 19 тысяч единиц автотранспорта — это на 8,6 процента больше, чем год назад.
Как считает автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто, причин такого роста продаж сразу несколько.
— У людей сработал фактор отложенного спроса, — поясняет он. — Потому как с 2014 года, если судить по данным Росстата, доход населения падает. Соответственно, те, кто собирался приобретать машину раньше, откладывали покупку на лучшие времена. А потом поняли, что откладывать уже больше некуда.
Цикл смены автомобиля за время кризиса увеличился. Сейчас автовладельцам пришла пора менять машины 2011–2013 годов, а для российского авторынка это были «тучные» годы. Напомним, тогда ежегодно продавалось не менее 2,5 млн новых авто. Автомобиль для москвичей из понятия «роскошь» давно перешел в разряд повседневных средств, необходимых для работы и, собственно, жизни. «Откладывать» и жизнь, и тем более работу на длительный срок не в привычках динамичных, амбициозных жителей столицы.
— Еще пришло понимание, что деньги дешевеют, а машины дорожают, — продолжает Моржаретто. — Поэтому ждать дольше и по этой причине становится небезопасно.Есть и третий момент, не менее важный. В этом году действовали программы по поддержке авторынка. Потом появилась информация, что программы, возможно, скоро закроются. И тогда потенциальные покупатели решили, что, пока программы в силе, нужно ими воспользоваться, сэкономив на этом до 10 процентов стоимости автомобиля. И наконец, самая очевидная, на мой взгляд, причина: машину надо через какое-то время менять. Кто стабильно зарабатывает, тот стремится этому правилу постоянно следовать.
Нельзя исключать и тот факт, что покупка новой машины — это дополнительная экономия средств на техническом обслуживании авто. Ведь чем оно старше, тем больше требует внимания.
— В результате, как мы видим, рынок с прошлого года растет — минимум 15 месяцев подряд. Это хороший фактор, говорящий о том, что экономика развивается, продажи идут, — обнадеживает эксперт. — Пока понятно, что продажи будут идти и дальше по нарастающей, правда, не такими уже темпами, как раньше. Растущие цены на автомобили на фоне отсутствия роста реальных доходов населения пагубно сказываются в целом на развитии рынка.
Господдержка авторынка, которая будет действовать и в этом году, поможет в некоторой стабилизации этого процесса. Кроме этого, в плюс авторынку сейчас играют банки. Ставки по автокредитам планомерно снижаются, объем выдачи увеличивается.
В целом итоги первого полугодия оказались обнадеживающими и, если на рынке не случится экономических потрясений, то рост продолжится и во второй половине текущего года.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Жарский, директор экспертной группы Veta:
— Рост цен на продукцию автопрома опережает рост реальных располагаемых доходов населения. Стимулом роста продаж сегодня остается автокредитование. К концу первого полугодия ставки по автокредитам оказались у рубежа 10% (в ряде банков ставки опустились даже ниже).
ТОП-5
Самая продаваемая из отечественных машин Lada Vesta — 49 635 штук за полугодие. Демократичная Kia — 111 214 авто было куплено. Корейский бренд Hyundai — продано 87 035 машин. Renault — 70 844 автомобиля продано. 48 158 машин продал Volkswagen.