ХVI Московский фестиваль прессы. Встречаемся на Поклонной горе
Юлия Георгиевна, расскажите об основной концепции фестиваля прессы в этом году.
Главные задачи фестиваля прежние — популяризация чтения, расширение аудитории и увеличение числа подписчиков и читателей газет и журналов, повышение их лояльности, демонстрация новых технологий в прессе. Девиз фестиваля — «Встречай то, о чем читаешь» — демонстрирует акцент мероприятия на интерактиве и общении. Ведь газеты и журналы — это не просто бумажные листы — за каждым материалом стоят большие коллективы журналистов и редакторов, которые трудятся ежедневно. На фестивале у всех гостей будет возможность встретиться с журналистами и редакторами, экспертами, медийными лицами и задать им интересующие вопросы.
— Что нового появится на фестивале по сравнению с прошлым годом?
— В этом году фестиваль впервые пройдет в День знаний — обычно он проходил в июне. Поэтому большое внимание будет уделено программе для детей и студентов, их ждет масса интересных и полезных мероприятий и развлечений. На Поклонной горе будет возведен, по сути, целый медиагород, состоящий из нескольких тематических зон: «Бизнес», «Книги», «Увлечения», «Спорт и здоровье», пространство для детей. Впервые в этом году будет работать зона Digital, где издатели представят свои интернет-проекты, пройдут лекции и презентации современных медиатехнологий и цифровых новинок. Целый день нон-стоп планируется программа в шатре компании Мail.ru. Думаю, она будет интересна и полезна не только посетителям фестиваля, но и издателям-участникам. В каждой зоне будут представлены издания по тематикам, в этом году в фестивале принимают участие более 70 издательских домов, в том числе и известные и любимые москвичами бренды: «АиФ», «Вечерняя Москва», «Коммерсантъ», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «МК», «Российская газета», «Собеседник», «Бурда», «Наука и жизнь», «За рулем». Все издатели предложат москвичам оформить подписку по льготным ценам. Также желающие смогут купить книжные новинки и бестселлеры. В каждом из шести больших тематических шатров целый день будут организованы встречи, презентации, лекции, конкурсы. На сцене фестиваля в течение дня будет идти концерт, подготовленный различными издательскими домами, — каждый гость независимо от предпочтений найдет в нем что-то интересное для себя. Большие программы готовят юбиляры — «АиФ» (40 лет) и «ВМ» (95 лет), которая организует концерт «Народы Москвы».
— Если немного отойти от темы фестиваля, как вы считаете, в целом на рынке СМИ сегодня основное внимание уже отдано цифровым форматам или принт все же имеет место в жизни читателей? Может ли, на ваш взгляд, существовать сегодня издание исключительно в печатном виде?
— Этот спор длится уже более пятнадцати лет. Приверженцами одной и другой теории — что важнее, бумага или цифра — сломано уже много копий; мне кажется, что истина находится где-то посередине. Я думаю, что основной ценностью в любом случае является контент — содержание, которое готовят редакции. Здесь у традиционных медиа, на мой взгляд, есть преимущество. Ведь контент, произведенный профессиональной редакцией, — это качественный, выверенный материал, часто с обращениями к экспертным мнениям, к истории вопроса, дополненный тематическими фотографиями, инфографикой, аналитикой, то есть целая подборка по теме. При этом, если мы говорим о носителях, в век цифровых технологий ни одно издание не может существовать исключительно на бумаге. С точки зрения восприятия бумажный носитель дает возможность вдумчивого чтения, чего нет в цифровом формате. Издателям нужно стараться развивать все современные информационные каналы — интернет, соцсети, мессенджеры и т. д., ведь аудитории разных форматов не пересекаются на сто процентов. Люди потребляют информацию на разных носителях в разное время так, как им удобно.
— Расскажите, какие изменения на рынке печатных СМИ произошли с сентября 2017-го и с каким прогнозом мы встречаем грядущий сезон?
— В сентябре еще рано подводить итоги года, их мы подводим на ежегодном городском Форуме печати в декабре. Скорее на фестивале мы открываем издательский сезон после летних отпусков. Издатели, дистрибьюторы, полиграфисты вместе обсудят ключевые новости и вопросы отрасли, тенденции и перспективы. Сегодня есть настораживающие тенденции: подорожание бумаги, закрытие ряда изданий, проблемы с подпиской. Но в то же время издатели развивают интересные проекты: рекламный синдикат, интернет-проекты, новые предложения в измерении аудитории издательских брендов — не только бумажных копий, но и проектов в интернете, что качественно поднимет долю прессы в сегодняшнем распределении на медиарынке. Безусловно, ситуация на рынке непростая. Тем не менее остается большое количество приверженцев издательского бизнеса. И это люди с уникальными личными качествами. Они привыкли к маленьким кризисам каждый день, так как живут в условиях дедлайнов и форс-мажоров. Они привыкли работать в стрессовой ситуации, и глобальные вызовы, которые происходят на рынке, переносят наиболее стойко, даже с каким-то вдохновением, находя в этом стимул обнаружить точки роста. Тем интереснее встретиться и пообщаться с ними. Приглашаю всех на фестиваль!
СПРАВКА
Казакова Юлия Георгиевна — первый заместитель руководителя Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы. Курирует вопросы печати, книгоиздания, международного и межрегионального сотрудничества.