Дорогие вы наши, цены ненаглядные...
Рост цен на продукты питания на 20 процентов прогнозируют российские ритейлеры. А то и на 45% - впрочем, такой прогноз специалист считают излишне пессимистичным. Подорожание продуктов связано с ростом курса доллара, удорожанием кредитов, необходимых на закупку товаров у поставщиков, а также ужесточением условий получения торговыми сетями новых кредитов на поддержание оборота, что приводит к вымыванию ассортимента и опустению прилавков. При этом эксперты утверждают, что бедственное положению продуктовых ритейлеров, в период кризиса пытающихся удержаться на плаву, в том числе, и за счет повышения цен на продукты, во многом спровоцировано неправильной финансовой политикой сетей, проводимой ими еще задолго до кризиса. В частности, они указывают на чрезмерную закредитованность продуктового ритейла и непрозрачные отношения с поставщиками. При этом аналитики подчеркивают, что за ошибки ритейлеров в итоге будет расплачиваться конечный потребитель. Однако в период кризиса государство решило оказывать финансовую поддержку только крупным продуктовым сетям. Осенью прошлого года в своем видеоблоге президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что мировой финансовый кризис простимулирует консолидацию в российской экономике, включая сектор розничной торговли. "Мы будем готовы принять необходимые меры и предоставить дополнительное финансирование на эти цели", - добавил глава российского государства. В октябре правительство РФ направило рекомендации Сбербанку и ВТБ выделить средства на кредитование продуктовых ритейлеров. По итогам встречи вице-премьера Игоря Шувалова с представителями десяти крупнейших ритейлеров в ноябре 2008 года, был составлен список сетей, которым будет предоставлены кредитные линии. В список вошли: X5 Retail Group /сети "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель"/, "Магнит" "Дикси", "Седьмой континент", "Копейка", "Виктория", "Мосмарт", "Лента", "Холидей" и "О''''кей".В общей сложности крупные ритейлеры подали заявки на получение финансовой помощи на сумму около 50 млрд. рублей. Против усиления монопольных тенденций в сегменте розничных торговых сетей в конце декабря 2008 года выступил, в частности, Мясной Союз России. Мясной Союз России, объединяющий крупнейшие предприятия мясной отрасли, выступил с информационным заявлением, конечной целью которого является внесение поправок в проект закона "О торговле". Основной причиной стали накопившиеся проблемы в сфере взаимоотношений товаропроизводителей и торговых сетей. Под обращением к правительству Мясного Союза России могут смело подписаться и производители других видов продуктов питания. В этой связи довольно цинично звучит заявления одного из руководителей крупной торговой сети о том, что ритейлеры ждут от поставщиков и производителей недорогой и качественной отечественной продукции, что поможет снизить ожидания роста цен на товары в 2009 году.