Солнечные станции и депо: поезда Калининско-Солнцевской линии получили новый дом
Акционерное общество «Мосотделстрой № 1» разменяло девятый десяток лет. За это время силами предприятия завершены работы на станции «Спартак» и в электродепо «Митино». Принимали участие специалисты и строители в создании парка «Зарядье», реконструкции здания музыкального театра «Геликон-опера», в возведении жилья, больниц, офисных и других строений. В послужной список компании добавились электродепо «Солнцево» и новые станции Калининско-Солнцевской линии метро. Глава «Мосотделстроя № 1» Владимир Егоров (на фото) в интервью «ВМ» рассказал, как сооружались эти важные для москвичей объекты.
— Владимир Николаевич, электродепо «Солнцево» работает, принимает первые составы на обслуживание. С каким чувством сдавали объект, когда мэр Москвы Сергей Собянин дал старт выходу первого поезда на линию?
— Самое главное: наша сплоченная команда строителей в срок справилась с достаточно трудной задачей — создать современное электродепо, в котором было бы комфортно и людям, и механизмам, и поездам. Но мы теперь можем с гордостью сказать, что один из самых крупных в Европе домов для поездов метрополитена работает на благо столичной подземки. Это понастоящему один из самых сложных и высокотехнологичных объектов, построенных в городе. Судите сами: самым большим не только в Москве, но и в Европе является депо «Митино», полностью введенное в эксплуатацию в 2016 году для обслуживания синей ветки.
В нем одновременно можно отстаивать 50 составов. Депо обеспечивает рабочими местами около двух тысяч человек. Такой же статус — одного из самых крупных в системе обслуживания городской подземки — добилось после открытия и электродепо «Солнцево». Чуть более четырех лет потребовалось для того, чтобы освоить участок площадью более 26 гектаров на территории бывшей промышленной зоны и создать здесь современный комплекс для обслуживания и ремонта составов.
— Что собой представляет электродепо?
— Электродепо в Московском метрополитене работает как гараж, где поезда отстаиваются ночью и куда прибывают на ремонт в случае по ломки. По сути, это ангар для поездов. Но сама коробка — лишь незначительная часть этого объекта. Главное — это технологии и комплекс инженерных сооружений, которые позволяют оперативно отремонтировать поезд.
Депо разделяются на две части. Отстойная часть — это канавы, где подвижной состав стоит и проходит плановый осмотр перед выходом на линию. Вторая часть — ремонтная. Здесь проводится ежедневный ремонт, который не требует глобального разбора подвижного состава, обычно он занимает один-два дня. Также в этих канавах проводят внеплановый ремонт.
Регламентный срок метрополитена предусматривает, что поезд необходимо отремонтировать и выпустить на линию за десять дней. Новые электродепо оборудуют самыми современными станциями для обточки колес. Раньше в основном обточку проводили только послед демонтажа колесной пары. Теперь здесь работают станки проходного типа, а значит, поезд проходит через специальный станок. Все это позволяет точнее обслуживать поезда, диагностировать какие-либо неисправности, вовремя их устранять.
— А современные поезда приходится часто чинить?
— Современные поезда метро типа «Русич» и сами оснащены большим количеством датчиков. Они занимаются тестированием всех систем и сигнализируют машинисту о любой неполадке. Машинист передает эту информацию в депо.
— Хорошо, а в чем непосредственно уникальность электродепо «Солнцево»?
— Впервые в системе столичных электродепо появился особый завод для поездов метро, где оборудуют рельсосварочный участок. Он представляет собой отдельное автономное производство. Если говорить простым языком, то мы создали завод в заводе. Цех, в котором можно сваривать плети, производить рельсы до 150 метров в длину для новых линий столичного метро. При этом будут применяться бесшовные технологии, что повышает качество путей в городской подземке. Затем их отгрузят и увезут на другие стройплощадки. Такого проекта нет нигде.
— А что он дает? Это в первую очередь экономия бюджетных средств при строительстве метро?
— Совершенно верно. Не нужно везти рельсы из других городов, заказывать их на производствах в регионах. Можно все делать в Москве: и чинить существующее полотно, и прокладывать новые линии. Это также поможет ускорить отдельные виды работ при строительстве городской подземки, а планы по ее развитию в Москве колоссальные. И мы рады, что можем в них участвовать, воплощать задуманное в жизнь, давать таким образом москвичам скоростной вид транспорта, удобный и привычный способ передвижения для них.
— Владимир Николаевич, а что еще появилось в составе электродепо «Солнцево»?
— В огромном просторном здании установлены компрессорная, тягово-понизительная подстанции, а еще здесь заработает автоматическая система для координации стрелок путей. Кстати, в новых электродепо внедряют дистанционные методы диагностики неисправностей. Это значит, что ремонтная бригада сможет подготовить план работ еще до прибытия поезда в депо. Эта система уже зарекомендовала себя в двух электродепо «Российских железных дорог», где обслуживаются скоростные поезда «Сапсан» и «Ласточка». В московском метро ее впервые внедряют в электродепо «Солнцево» и «Руднево».
— Кстати, вы строите еще и электродепо «Руднево». Какие работы выполняете на этом объекте?
— Мы выполняем только определенную часть работ — общестроительные, специализированные, займемся потом и благоустройством территории. Электродепо «Руднево» будет обеспечивать техническое обслуживание, ремонт и стоянку поездов строящейся Некрасовской линии метро. Оно сможет принимать на ночной отстой 31 восьмивагонный подвижной состав. В новых депо метрополитена создаются не только условия для ремонта подвижного состава, но и возможности для отдыха локомотивных бригад. У людей, которые работают на таком сложном производстве, должна быть возможность восстановить силы. Помимо комнат отдыха, в таких специализированных комплексах размещаются душевые, раздевалки, столовые, медицинские кабинеты, комнаты психологической разгрузки и спортивные залы.
— Вы строите еще и метро. На Солнцевской линии, где сдадите электродепо, возводите станции. Расскажите подробнее о проектах. На каком они этапе?
— На Солнцевской линии помогали возводить три станции — «Говорово», «Солнцево» и «Озерную». Все это время мы знали, что жители близлежащих районов с нетерпением ждали запуска подземки. Это был еще один счастливый день и для наших строителей, и для горожан, получивших наконец-то метро. Возьмите, к примеру, Говорово. Жители этого района раньше добирались до станции «Юго-Западная» на личном или общественном транспорте, тратя на это 20–40 минут. А теперь им подарили не просто станцию, а возможность доезжать в считаные минуты до центра столицы. Что касается «Солнцева», то жители три десятка лет ждали открытия городской подземки в районе.
Только решение нынешнего столичного правительства позволило начать строительство подземки в этом районе на западе Москвы. Что примечательно, дизайн станции метро «Солнцево» выбирали сами москвичи, голосуя на портале «Активный гражданин». А мы в свою очередь исполнили все пожелания горожан архитекторов. У «Озерной» тоже свой характер просматривается. Абстрактные рисунки, связанные с названием станции либо с ближайшими окрестностями и историей района, расположены в специальных тематических зонах.
На платформе это колонны, в вестибюлях — торцы над лестницами и эскалаторами, а также стены кассовых боксов.
— Эти станции сданы. Есть еще одна — «Некрасовка». Располагается она на Некрасовской линии.Сергей Собянин уже провел технической пуск этой и еще трех станций новой розовой линии метро. Успеете завершить все работы до конца года?
— По плану мы должны сдать ее в конце 2018 года. В этой части юго-востока столицы впервые появится городская подземка, и располагаться станция будет в центре жилого района, вдоль улицы Покровской с примыканием к перекрестку с проспектом Защитников Москвы.
— У конечной станции Некрасовской линии есть какие-то особенности в отделке, оформлении, над которыми придется как следует потрудиться строителям?
— На платформе станции акцент сделан на центральный ряд колонн, облицованных металлокерамическими панелями жемчужно-серого и белого цветов, напоминающими лунный камень. В отделке вестибюлей присутствует тема ночного неба. Так что «Некрасовка» по своему внешнему облику будет необычной. Уверен, дизайн станции придется по душе пассажирам. А мы в свою очередь справимся с поставленной задачей — сдать новый долгожданный объект для москвичей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Собянин, мэр города Москвы:
— В электродепо «Солнцево» будут проводиться техническое обслуживание и текущий ремонт поездов Калининско-Солнцевской линии метро. Всего здесь создано 1200 новых рабочих мест. В депо установлено современное оборудование, позволяющее оперативно проводить все необходимые работы. Мощности «Солнцева» рассчитаны на эксплуатационное обслуживание 47 составов в сутки. Всего за восемь лет в Москве построено и реконструировано восемь электродепо, которые обслуживают нужды Московского метрополитена. Они обеспечили городу свыше семи тысяч новых рабочих мест.
Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
— Открыты семь новых станций на участке Калининско-Солнцевской линии метро от «Раменок» до «Рассказовки». Общая протяженность нового участка метрополитена составляет более 14 километров. С запуском новых станций 600 тысяч москвичей, проживающих в районах Раменки, проспект Вернадского, Очаково-Матвеевское, Тропарево-Никулино, Солнцево, Ново-Переделкино, поселениях Внуковское и Московский, получили доступ к линиям московского метро. Семь новых станций с учетом введенных ранее станций Большой кольцевой и Калининско-Солнцевской линий сформировали новый маршрут из 15 станций , по которому без пересадки можно доехать из «Рассказовки» до «Петровского парка».