Самые интересные музейные экспонаты столицы
880 тысяч человек за День города посетили московские музеи. «ВМ» расскажет, что можно увидеть в столичных выставочных залах.
«Апостол» Ивана Федорова, Главный исторический музей
«Апостол» 1564 года – первая датированная печатная книга в России. «Московский Апостол», как его еще называют, был изготовлен Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в первой русской типографии. Это была не первая книга, которую издали в Москве, – существовали еще 6 анонимных изданий, но точная дата выпуска известна лишь у «Апостола».
Само издание является не только историческим, но и художественным памятником: в оформлении использованы богатые иллюстрации, а кожаный переплет книги украшен золотым тиснением.
Царская государственная печать, Главный исторический музей
Государственная печать была единственным способом подтвердить подлинность документа, а археологи с ее помощью могут установить, к какой эпохе он относился. Одна из этих уникальных вещиц хранится в ГИМе. Царскую государственную печать относят к царствованию Петра I и его брата Ивана. На печати изображен герб русских правителей – двуглавый орел, а также эмблемы входящих в империю царств.
Чучела Белки и Стрелки, Мемориальный музей космонавтики
Космические собаки Белка и Стрелка были едва ли не самыми знаменитыми животными шестидесятых годов прошлого века. 20 августа 1960 года они вернулись с земной орбиты живыми и невредимыми, показав всему миру, что Советский Союз сделал еще один успешный шаг к покорению космоса. По возвращении космические собаки стали настоящими звездами, а теперь их чучела являются экспонатами Мемориального музея космонавтики на ВВЦ.
Тренажеры для космонавтов, Мемориальный музей космонавтики
О том, что космонавты должны быть физически подготовлены, знает каждый, но мало кто имеет представление о том, как выглядят их тренажеры. В павильоне Мемориального музея космонавтики представлены специализированная беговая дорожка и тренировочно-нагрузочный костюм, с помощью которого можно воссоздавать условия космических перегрузок, не вылетая в космос.
Коронационный альбом императора Николая I 1828 года, Галерея Ильи Глазунова
Коронационный альбом Николая I, изданный в Париже, содержит монохромные литографии, повествующие о коронации Николая и его супруги Александры Федоровны. Уже в конце XIX века это издание стало библиографической редкостью.
Икона «Святитель Николай Чудотворец, с 20 клеймами жития», Галерея Ильи Глазунова
Икона XVI века попала в галерею чудом, Глазунов буквально спас ее от уничтожения. После революции он посетил одну из церквей в северной части страны, которая была переоборудована под машинно-тракторную станцию. Один из трактористов использовал икону как опору для двигателя. Переговоры привели к тому, что тракторист получил бутылку с алкоголем и две доски из ближайшего забора в качестве замены, а Глазунов – икону одного из ключевых православных святых.
Кольцо золотое с бриллиантами, изготовленное к трехсотлетию дома Романовых для членов царской семьи, Музей Москвы
Кольцо, изготовленное в форме кокошника, было создано к 300-летнему юбилею царского дома Романовых, который произошел в 1913 году. Такие кольца имели право носить только члены императорской фамилии. На ободке кольца две даты, обозначающие приход Романовых к власти и 300-летие этого события: 1613–1913. Это украшение является одним из свидетелей последнего династического акта в Москве.
Золотой гвоздь программы, Музей трех актеров
Экспозиция Музея трех актеров посвящена советской комедийной троице из фильмов Гайдая – Юрию Никулину, Георгию Вицину и Евгению Моргунову. Здесь нет сухих фактов из жизни исполнителей, зато присутствует множество вещей, отсылающих к их героям Трусу, Балбесу и Бывалому. Один из главных экспонатов – «Золотой гвоздь», который весит 15 килограммов и является аллюзией на известный афоризм «гвоздь программы». Его подарили Юрию Никулину на шестидесятилетие рабочие одного из вагоностроительных заводов города Калинина (ныне Тверь).
Траурный поезд Ленина, Музей Московской железной дороги
Именно паровоз У127 доставил тело убитого вождя революции на Павелецкий вокзал 23 января 1924 года. Поезд эксплуатировался на Ташкентской железной дороге, но во время одного из субботников был доставлен в столицу, поскольку требовал ремонта. Вокруг поезда ходит множество легенд – якобы все, кто работал на этом поезде, умирали.
«Атом» Вячеслава Колейчука, Музей современного искусства «Гараж»
«Атом» стал пропуском в большое искусство для молодого художника Вячеслава Колейчука – пионера советского кинетического искусства, которое в советское время находилось на грани запрета. Оттепель наступала лишь тогда, когда необходимо было показать прогресс в науке и технике. В это «окно» успел попасть и Колейчук, создав 13-метровую самонапряженную металлическую скульптуру. «Атом» светился в темноте и звучал, а также вращался за счет ветра. При этом он выглядел парящим в воздухе. Судьба оригинальной конструкции неизвестна, но в 2018 году художникам удалось создать копию.