В Москве снесли здание, которое местные жители считали храмом

Общество

Ранним утром 11 февраля во двор дома № 36 по ул. Новаторов “прокрался” экскаватор вместе с самосвалом для вывоза кирпичей и охранниками. Как только экскаватор нанес первый удар ковшом по стене бывшей котельной, чоповцы начали быстро ставить забор, ограждая место сноса. Немногочисленные прихожане храма Преображения Господня, каковым они считали эту теплоцентраль, поняв, что через заграждение и охрану им не прорваться, достали иконы и под тяжелые удары экскаваторного ковша и стук камней затянули молитву. Бульдозерист тем временем накинул трос на установленный на крыше крест, дернул и сломал его… Каменная постройка очень быстро превращалась в груду камней.Ломали, не показав прихожанам разрешительных бумаг на снос и – хотя бы для успокоения людей – документов, доказывающих, что это строение к храму не имеет никакого отношения. В каменном месиве погибли несколько находившихся внутри помещения икон и обломки креста…[b]Храм или котельная?[/b]“Вечерка” уже писала (статья “Храм на сносях” в номере от 24 октября 2008 года) о загадочном здании во дворе дома № 36 на ул. Новаторов, которое, как утверждают местные старожилы, раньше являлось храмом Преображения Господня. У старинного каменного домика площадью 200 кв. м, напоминающего техническое помещение, ничто не выдает церковного стиля. Строение стали считать храмом только по показаниям местных долгожителей.Девяностолетние бабушки в конце двадцатого века вспомнили, что белая кирпичная будка во дворе – не что иное, как бывшая церковь, построенная в 1914 году, о чем сообщили местному священнику. Собственно, показания свидетельниц века и стали единственным документом в борьбе верующих с улицы Новаторов за храм. Потому что у остальных местных обитателей белое каменное здание во дворе ассоциировалось с находившейся там одно время музыкальной школой, а потом – до 1985 года – котельной.Сторонники теории, что постройка является частью храма, выстраивают следующую хронологию.В селе Старое Беляево (которое здесь было до революции) должна была находиться либо церковь Преображения Господня, либо церковь Происхождения Древ Честнаго и Животворящего креста. Храмдожил до 1930-х годов, после чего его “перепрофилировали”, оставив от здания самую функциональную часть под склад. Затем передали в ведомство НКВД. Что было там в 40–50-е годы, никто не помнит, однако позже в здании устроили музыкальную школу и детскую художественную студию, а в восьмидесятые сделали из нее котельную. В 2004 году местные православные, поверившие в то, что здание в “классическом стиле” – бывший храм, организовали общину храма Преображения Господня и попытались заново намолить это место. Принесли в здание несколько икон, нехитрую церковную утварь для проведения молитвенных стояний. На стенах нарисовали православные кресты, а на крышу установили памятный крест.[b]Если кажется – крестись![/b]Но два года назад местные власти заварили вход в “святилище”. У чиновников своя хронология. Так, по данным Бюро технической инвентаризации города, дом 36, стр. 2, корп. 6, был построен в 1964 году.Сначала в нем была музыкальная школа, затем мастерские РЭУ-10, в 1992 году помещение оказалось на балансе ГУП “Мосгортепло”. Теперь в рамках программы развития района здание подлежит сносу для оборудования на его месте спортивной площадки или парковочных мест для машин обитателей окрестных восемнадцатиэтажек.Побывавший на месте сноса глава управы Обручевского района Москвы Олег Волков комментировал журналистам новоявленные руины:– По остаткам здания мы видим, что это современные строительные конструкции. Не может быть и речи, что это здание дореволюционной постройки.Чтобы отвлечь внимание прихожан от облюбованного ими здания, построили деревянный храм на ул. Академика Челомея, потом выделили почти гектар земли между улицами Обручева и Академика Челомея для строительства долгожданного храма Преображения Господня. Но верующие уперлись – если храм строить, то именно на месте этого каменного сооружения.У активиста общины храма Преображения Господня Виктора Милитарева свои доводы: заключения Москомархитектуры о том, что это здание храмом не являлось, предоставлено не было.– Экспертиза по необъяснимым причинам не была проведена. Мы четыре года назад подавали заявку в Москомархитектуры на установление исторической подлинности здания, но с нас потребовали чуть ли не две тысячи долларов. Хотя в таких спорных вопросах экспертиза должна была проводиться бесплатно, – говорит Милитарев.У него скопились и другие доказательства: экспертное заключение Фонда возрождения русской усадьбы, архивная справка о передаче совхозу “Черемушкинский” церковных земель в селе Беляево, графическая реконструкция храма, выполненная одним из самых авторитетных знатоков истории храмовой архитектуры Центральной России профессором В. Ф. Козловым, нотариально заверенные показания местных старожилов. Есть якобы даже видеозапись исторических кадров, как сбивают православный крест со здания бывшего храма.[b]И пусто место – свято[/b]Надо отметить, что не все жители окрестных домов отнеслись с восторгом к наличию под окнами такого культурного наследия и поющих молитвы в бывшей котельной соседей. Часть разделяли намерения районной управы снести старую постройку, расчистив место под паркинг или детскую площадку.Одно время заступников храма-призрака поддерживал отец Роман Марков – это он организовал общину Преображения Господня. Власти округа проработали компромиссный вариант для верующих, построив на ул. Академика Челомея деревянный храм преподобного Иосифа Волоцкого, куда и ушел служить отец Роман. А его община Преображения Господня осталась возле “котельной”.– Община храма Преображения Господня в Старом Беляеве, которую я возглавляю, была создана в 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.Назвали ее так по моему предложению. И непонятно, почему небольшая группа людей с улицы Новаторов присвоила себе имя нашей общины, не имея на это благословения Патриарха, – комментировал возникшую ситуацию отец Роман. – Их притязания на то, что в дореволюционное время на месте нынешнего дома 36, стр. 2, корп. 6, на ул. Новаторов стоял храм, безосновательны.Никаких документов, подтверждающих это, мы не нашли ни в епархии, ни в светских московских архивах. А косвенных доказательств, чтобы построить здесь новый храм или отреставрировать стоящее здесь одноэтажное здание, недостаточно.Лишившиеся поддержки в лице отца Романа православные активисты считают поведение батюшки предательством.– Зачем нужно было раньше, до выделения землеотвода, вводить в заблуждение жителей района, сообщая им заведомо ложную информацию о том, что на месте нынешнего дома 36, строение 2, корпус 6, на указанной улице якобы стоял храм? – возмущается Виктор Милитарев. – Да еще угрожать Божьим гневом в случае сноса. Обещать, что дети, играющие на спортплощадке, возведенной на месте снесенного храма, будут ломать руки-ноги. Рассказывать, что был у старцев и старцы благословили стоять за храм до конца?– Юрий Лужков недавно сказал новому патриарху, что займется строительством церквей шаговой доступности. Нам в этом смысле повезло – у нас уже был свой храм, который надо было только достроить. Клуб православных меценатов давно готов нам дать на стройку денег. Новую церковь с современными финансовыми и техническими возможностями можно было бы построить здесь за один день, и мы будем бороться за то, чтобы нам разрешили на месте нашего разрушенного храма построить новый, – говорит Милитарев.Как нас заверили в Комитете по культурному наследию, в связи с событиями вокруг здания на ул. Новаторов они вернулись к рассмотрению “этого вопроса” и заказали историко-культурное обследование здания. В октябре все работы по сносу были приостановлены “до получения результатов этой экспертизы”. Теперь спорного здания уже нет. Вот только вопросы остались.[b]Прямая речьСвященник Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ, глава пресс-службы патриархии:[/b][i]– Действия городских властей были вполне адекватными и доброжелательными – в том смысле, что удовлетворили требования общины об открытии храма. Общине выделили землю в другом месте, недалеко от улицыНоваторов, на ней был построен храм преподобного Иосифа Волоцкого, хотя ранее никакого храма там не существовало. Часть инициативной группы, которая отстаивала здание, не удовлетворилась этим и решила продолжать борьбу.[/i][b]ОТ РЕДАКЦИИ[/b]Мы обращаемся к [b]председателю Комитета по культурному наследию города В. А. ШЕВЧУКУ[/b].Уважаемый Валерий Андреевич, была ли проведена историко-культурная экспертиза здания на ул. Новаторов, дом 36, стр. 2, корп. 6? Если да, то к каким выводам она пришла? Почему с результатами экспертизы не ознакомили жителей?

Google newsGoogle newsGoogle news