Два вида свай, проходка от песка и глины к известняку, клумбы у штаба: как строят «Стромынку»
Около самой первой станции столичной подземки возводится участок Большого кольца. «Сокольники» и «Стромынку» соединят только к концу 2021 года, в настоящее время Мосметрострой ведет разработку котлована и перенос инженерных сетей.
В начале 1930-х годов на Русаковской улице появились первые метростроевцы. Тогда подземка была в диковинку, но ее прихода ждали тысячи и тысячи горожан. Продления новой линии — Большого кольца тоже ждут москвичи с большим нетерпением. Хочется, чтобы и стройка закончилась, Сокольническая площадь приобрела благоустроенный вид и доехать с запада на восток было проще и быстрее. Четкий график уже выработан у строителей: им необходимо построить два вестибюля, платформу, соединить «Стромынку» с соседними станциями, преодолеть трудности на земле и под землей.
— Метро в Москве строить тяжело, — признает заместитель главного инженера СМУ-12 АО «Мосметрострой» Виктор Панов, — но «Стромынка» — особая станция. Плотная жилая застройка, обилие сетей под землей: дождевая канализация, теплосети, водопровод и многое другое, требующие переноса, — это в сочетании с непростой геологией Москвы мотивирует нас принимать нестандартные решения при строительстве станции.
Например, строители применяют буросекущие и грунтоцементные сваи. Такое сочетание технологий обусловлено близостью многоэтажек, оно позволяет минимизировать влияние на них.
— Водоносный горизонт располагается в семи метрах от поверхности земли, — продолжает Виктор Панов. — Два ряда ограждающих конструкций защитят от воды котлован. Задача поставлена: зимой подготовиться к приемке проходческих щитов со стороны соседней «Рубцовской».
Еще одно решение — сэкономить время (порядка полутора месяцев) при сооружении тоннелей. Проходческие щиты не будут, как обычно разбирать, поднимать на поверхность и отправлять в капитальный ремонт. Механизированные комплексы протащат по платформе и запустят на север. Они дойдут до промежуточной площадки между «Стромынкой» и «Рубцовской». Далее щитам придется проложить тоннели до оборотных тупиков «Нижней Масловки». А это на большой глубине — от 75 до 60 метров — 3,5 километра. Понижение тоннелей составит от 27 метров на «Стромынке» до почти 80 на «Ржевской».
— Проходку такой перепад глубин не замедлит, — отмечает Виктор Панов. — Щиты начнут проходку в водонасыщенных песках и глинах, а закончат в известняке и более крепких породах.
Несмотря на одни из самых грязных видов работ — вынос сетей, устройство котлована, установку свай, — на стройплощадке очень чисто. Вокруг штаба клумбы, на них с лета цветут бархотки и георгины, вокруг выложены надписи: СМУ-12 и « Мосметрострой».
— Все-таки в историческом месте работаем, — добавляет исполняющий обязанности начальника участка СМУ-12 АО «Мосметрострой» Насир Мамедов. — Почти 87-летняя история строительства подземки в Москве обязывает нас заботиться о том месте, где работаем.
КСТАТИ
Северо-восточный участок Большой кольцевой линии метро включает в себя шесть станций: «Нижегородскую», «Рубцовскую», «Стромынку», «Ржевскую», «Шереметьевскую», «Авиамоторную» и «Лефортово». Полностью «замкнуть» линию планируется в 2022 году.