“У меня одна цель – сделать качественное кино”

Культура

ВООБЩЕ-ТО кажется, что он намного старше. Такое вот снимает непростое кино, которое может кого-то восхитить, кого-то ужаснуть. И каждый будет по-своему прав. Что-то стало уже культовым – оба “Брата”, “Про уродов и людей”, “Груз-200”. Каждый раз он раздражает какие-то больные точки – на последних фильмах Балабанова некоторые люди сидят зажмурившись чуть ли не треть картины… Тем не менее сам автор считает, что изготовляет лекарство для людей – горькое и необходимое. А если вы не хотите принимать его без рецепта – вам же хуже.Простой уральский парень, живет сейчас в Питере. А родом – из Екатеринбурга, который в 1959 году назывался Свердловском. Учился на переводчика в Горьковском педагогическом. Служил – не поверите! – в воздушно-десантных войсках, воевал в Афганистане. Работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. В 1990 г. окончил режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров (экспериментальная мастерская “Авторское кино”).Всего в его списке почти двадцать картин, многие из которых очень возбудили критиков. Мы не будем упоминать такие опыты, как документальный “О воздушном летании в России”, а вспомним такие фугаски, как оба “Брата”, “Война”, “Груз-200”, “Морфий”. Артиллерия полегче – “Жмурки” и “Мне не больно”. Для призов и медалей уже мало стены в его старой квартире, в которой, кстати, Данила Багров мочил бандитов в “Брате” и где жили-квартировали когда-то Виктор Сухоруков и Игорь Волошин, автор “Нирваны”.Балабанов, одетый, как всегда, в вечную кепку (иногда он меняет ее на афганку-панамку), тельняшку, джинсы и военизированную куртку, регулярно бросает вызов и Каннам, и Монреалю, и Роттердаму, где очень рады видеть именно такую “немытую” Россию. Там он идет под кодовой кличкой Aleks Balabano, и его имидж городского сумасшедшего служит лучшей рекламой его фильмов. Хотя сам режиссер скорбит: “В конкурсах группы А мои фильмы идут, как правило, вне основной программы.В Каннах в основе участвовали только “Счастливые дни”. В Монреале – “Замок” и “Война”. “Война” получила приз за лучшую мужскую роль. Ее сыграл Алексей Чадов, который потом, по мнению режиссера, “загордился”.А журналистов Балабанов не любит. Как и вообще людей. Впрочем, он уточняет, что не любит общаться, а так… эти двуногие – ничего. Терпеть можно. Но особо ему противно, когда после просмотра пристают очкастые критики с вопросами, о чем фильм, да со словечками типа “инверсия” или “конъюнктив”. Сам-то Алексей считает, что снимает совсем простое кино: “Если по правде, то некоторых их выражений я даже не понимаю. Такое чувство, будто они соревнуются: кто больше непонятных слов употребит в рецензии. Они в моих часто довольно простых фильмах находят такое, о чем бы я сам никогда не догадался. И это, бывает, раздражает”.Вот почему Балабанов повторяет, как мантру:– Я никогда не вкладываю в фильм ничего, кроме того, что есть. Если он получился – там можно найти все. Люди ищут и находят. Потому что они хотят найти. У меня одна цель – сделать качественное кино. Чтобы артисты сыграли убедительно, кадр был хороший, чтобы свет стоял красиво, чувствовался ритм. И чтобы не скучно было смотреть.А то, что смотреть такое кино иногда страшно, его не пугает. Скорее вдохновляет. Так вам и надо, уроды эдакие.

Google newsGoogle newsGoogle news