Богиня победы махнула крылом. В Москве объявили лауреатов юбилейной ХХХ кинопремии «Ника»
Настоящим триумфатором стал Андрей Кончаловский со своей картиной «Рай», взяв награды не только за «Лучший фильм», но и «Лучшую режиссуру», и «Лучшую женскую роль» (Юлия Высоцкая), что практически повторило сценарий «Золотого орла».
- Мы сделали фильм, потому что тема холокоста начинает забываться, - сказал режиссер, - но эта страница истории никогда не должна быть нами забыта.
Говоря о своих картинах, он отметил, что «самым главным для режиссера всегда остается поиск нового языка».
Выбор «Лучшего фильма» был в нынешнем году непрост, борьба тут развернулась нешуточная. Среди шести картин, претендовавших на получение главной статуэтки крылатой древнегреческой богини, - знаковые работы ушедшего года: «Рай» Андрея Кончаловского, «Монах и бес» Николая Досталя, «Дама пик» Павла Лунгина, «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Дуэлянт» Алексея Мизгирева и «Коллектор» Алексея Красовского.
[OBJ Трейлер фильма "Рай"]
Поэтому президент академии Андрей Кончаловский приветствовал присутствующую киноэлиту словами: «Российское кино живет усилиями сидящих в этом зале. Поэтому, спасибо вам огромное. Год получился интересным. Фильмы говорят о том, что наше кино развивается. Оно существует независимо от Голливуда, и, конечно, всегда будет бороться с асфальтом и цементом голливудского кино, пробивая его, как пробивает живой росток».
Это заявление обозначило и некоторые новые тенденции. Год назад многие специалисты обратили внимание на то, что списки фильмов-номинантов «Ники» и «Золотого орла» практически совпадали. Что в очередной раз вызвало вопросы и дебаты о необходимости дальнейшего сосуществования в столь тесном пространстве сразу двух киноакадемий. После прозвучавших упреков «Ника» попыталась максимально размежеваться со своим крылатым собратом, сделав шаг «в сторону от тенденций рынка».
Действительно, если в этом году в фокус внимания «Золотого орла» попали в основном ленты высокобюджетные, с большим количеством спецэффектов, коммерчески привлекательные для прокатчиков, как, например, «Экипаж» или «Ледокол», то «Ника» развернулась в сторону кино художественного, с изюминкой, претендующего порой даже и на сенсацию.
Такой в списке неигровых картин-претендентов оказалась пронзительная лента «В лучах Солнца», снятая Виталием Манским скрытой камерой в обход цензуры в сердце КНДР. Именно она и получила премию в номинации «Неигровое кино». Отснятый правдами и неправдами материал режиссер с огромными трудностями переправил в Россию. Фильм - шокирующая иллюстрация того, куда бы мы сами могли забрести, останься у руля страны на все эти годы товарищ Сталин.
Не удержалось жюри и от включения в список не увидевшую широкий прокат ленту Владимира Мирзоева «Ее звали Муму» – байопик о жизни девушки с "не тяжелым" характером, оскандалившей нескольких известных оппозиционных политиков. Елена Коренева, получавшая статуэтку как «Лучшая актриса второго плана» за этот фильм, призвала помнить о коллегах-политзаключенных, оказавшихся за решеткой. Второй актрисой-победительницей стала Юлия Ауг («Ученик»).
[OBJ Кадры из фильма "Ее звали Муму"]
Из курьезных неожиданностей, коими так богата наша жизнь: в номинации «Лучший режиссер» не оказалось Сергея Соловьева с его «Ке-дами». Зато этот фильм всплыл в номинации «Лучшая музыка», где рэпер Баста пытается побороться с гениальным композитором современности Эдуардом Артемьевым. Статуэтку все же получил Артемьев (фильм «Герой»). Вручавший награду Сергей Скрипка порадовался тому, что нынешние номинанты хотя бы «знают ноты, что уже приятно». Ну, и обозначил наметившуюся тенденцию возвращения в кино хорошей оркестровой музыки.
В список претендентов на «Лучшую мужскую роль второго плана» неожиданно попал Михаил Боярский, потрясший зрителей до глубины души в фильме «Самый лучший день» исполнением песни группы «Серебро» c финальным выкриком: «Наша кроватка делала шик-шик». Но «Нику» получил не он, а талантливый Борис Каморзин — за роль в фильме «Монах и бес». Также был отмечен замечательный сценарист этой картины Юрий Арабов.
[OBJ Трейлер фильма "Монах и бес""]
Не менее парадоксально выглядело и попадание в номинацию «Лучшая мужская роль» замечательного Михаила Ефремова в картине «Хороший мальчик», с ролью однозначно второго плана. Здесь победу одержал Тимофей Трибунцев («Монах и бес»), обойдя Ефремова и Хабенского.
Оператор Максим Осадчий был назван «лучшим» за работу в картине «Дуэлянт», статуэтка также была вручена художнице ленты Татьяне Патрахальцевой. Грузинская картина Русудана Глурджидзе «Чужой дом», уже получившая приз американских кинооператоров, признана «Лучшим фильмом стран СНГ и Балтии». Ну а режиссер фильма «Коллектор» Алексей Красовский победил в номинации «Открытие года».
[OBJ Трейлер фильма "Чужой дом"]
Но «гвоздем» церемонии все же стало вручение «Ники» в номинации «Честь и достоинство» имени Эльдара Рязанова режиссеру Александру Сокурову и приза «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа Александру Митте, который в этот же день отмечал свой день рождения. На сцену выехал огромный праздничный торт с фейерверками, и зал исполнил традиционную композицию «Happy Birthday».
Сокуров поблагодарил присутствующих за то, что они замечают «усилия каждого», и затронул злободневную тему недавних молодежных выступлений: «Мы должны всеми силами бороться за просвещение молодежи. Только это избавит нас в будущем от дикости». А вручавший ему премию Марк Захаров признался, что фильм «Телец» стал в свое время настоящим потрясением, а сам Сокуров является человеком, совершившим прыжок в некое новое космическое пространство.