Американские горки стареющего ловеласа
Страсть, нежность, мстительность, ложь, любовь влекут зрителей во след за героями, словно по американским горкам, повороты которых опасны, неведомы и вовсе не так уж безобидны, хотя на первый взгляд кажется, что все это — лишь фарсовый аттракцион.
Пьеса (в оригинале она называется «Le Мontane Russe», то есть «Горки русские») была написана специально для Алена Делона и сразу стала необычайно популярной в Европе. По ней же в 2005 году был снят художественный фильм, а в России пьеса шла под разными названиями в нескольких театрах. Постановка побуждает зрителей посмеяться над знакомыми алгоритмами собственного поведения и проявлением наших неконтролируемых инстинктов, а в финале серьезно задуматься над важными общечеловеческими проблемами: мы, взрослые, по-прежнему «ответственны за тех, кого приручили».
Изумительные по красоте декорации роскошного французского дома с бесподобными витражами, с колоннами, изящной мебелью и дорогими муранскими вазами, выстроены известным сценографом Борисом Красновым и витражистом Марией Епифановой. А костюмы героев (переодеваний в спектакле немало) придуманы Анастасией Образовой.
Роскошная квартирка эта остается в полном распоряжении обеспеченного немолодого искателя приключений (Геннадий Хазанов) на время, когда его супруга отправляется в отпуск. Во время привычного блуждания по барам ловелас знакомится с очаровательной молодой дамой, которая, не раздумывая, отправляется к нему домой. Анна Большова невероятно хороша в роли «соблазненной» особы, она делает свою героиню «внезапной и непредсказуемой», похожей на экзальтированную молодую «училку». С «высокими нравственными принципами», разумеется. Кажется, что встреча должна сложиться по известному сценарию, но события начинают разворачиваться вовсе не так, как планировал сам хозяин. «Соблазненная» расставляет Пьеру изощренные ловушки, в которых он — уверенный знаток женской психологии — моментально запутывается.
Горки отношений пары и впрямь американские: новоявленная Джульетта срывает с себя одну маску за другой, едва только зрителям кажется, что они постигли мотив ее водворения в доме Пьера. Из «училки» она перевоплощается в развязную проститутку-профессионалку, которая уверенно калькулирует в уме сумму своих услуг, а он — человек прижимистый, неожиданно для себя соглашается их оплатить. Не особо задерживаясь в образе, проститутка перевоплощается в журналистку феминистского журнала, проводящую репортажное исследование «приемов, которыми пользуются мужчины для соблазнения женщин в барах».
А оттуда «ныряет» в новый образ — тренера по фитнесу, которой жена героя поручила следить за собственным мужем, проверяя его на супружескую верность.
Подуставший от жизни Пьер, завороженный этим вихрем, то чувствует себя матадором и идет в наступление, то, вяло сопротивляясь, плывет по течению, примеряя предложенные ему социальные роли-маски. Он в этой игре — явно ведомый. А молодая героиня Анны Большовой является импульсом для крутых виражей, по которым он катится, набирая скорость.
Тем более что о настоящей причине визита дамы мы узнаем лишь в финале. И этот финал очень легкой, смешной, но на самом деле драматичной истории способен многих зрителей погрузить в собственное прошлое и озадачить весьма непростыми нравственными вопросами.