пн 23 сентября 13:14
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Киса и Ося были здесь!

Киса и Ося были здесь!

Какой бы увидели сегодняшнюю Москву герои Ильфа и Петрова

В первую очередь, уважаемые дамы и господа, не пытайтесь нас поймать на незнании литературных фактов: мы помним, что надпись, вынесенную в заглавие нашего путешествия, Остап Бендер выцарапал на скалах, нависающих над Военно-Грузинской дорогой, а вовсе не на Тверской улице. Но и столицу нашей родины два искателя сокровищ, как вы отлично помните, все-таки посетили, а значит – “отметились” в ней. А потому мы с вами вправе последовать за ними по известному нам от авторов “12 стульев” маршруту. Приезд Ипполита Матвеевича и Остапа Ибрагимовича в наш город случился, как известно, в мае 1927 года, а первое совместное путешествие на извозчике к дверям общежития имени монаха Бертольда Шварца прошло по самым оживленным улицам Москвы. Но потом, работая с ножницами над улучшением романа, его авторы значительную часть этого маршрута “урезали”, лишив нас удовольствия увидеть то, что увидели их герои. Восстановим же (извинившись перед авторами) первоначальный текст (временами, напротив, сокращая его) и через 80 с лишним лет проследуем на конной тяге по сегодняшней Москве. Итак – в путь... [b]ОСТАНОВКА ПЕРВАЯ[/b] “...Поезд прыгал на стрелках. Глядя на него, семафоры разевали рты. Пути учащались. Чувствовалось приближение огромного железнодорожного узла. Трава исчезала, ее заменил шлак... От резкого торможения хрустнули поездные суставы. Все завизжало, и Ипполиту Матвеевичу показалось, что он попал в царство зубной боли. Поезд причалил к асфальтовому перрону... Это был Рязанский – самый свежий и новый из всех вокзалов столицы...” Здесь на минуту оторвемся от книги и вспомним, что Рязанским в 1920-е годы называли Казанский вокзал, которому в те времена (в его щусевском исполнении) едва исполнилось десять лет. Правда, в 1927-м (и еще много лет спустя) проект академика Щусева еще не был реализован до конца, его воплотили на 100% только на исходе ХХ века. Впрочем, вокзал и во времена Остапа Бендера восхищал пассажиров своими масштабами и индустриальным размахом. А еще тем, что на его перрон выходили из поезда удивлявшие москвичей люди: “Самые диковинные пассажиры, однако, на Рязанском вокзале. Это узбеки в белых кисейных чалмах и цветочных халатах, краснобородые таджики, туркмены, хивинцы и бухарцы, над республиками которых сияет вечное солнце...” Сегодняшний пассажир на Казанском вокзале, хотя и прибывает порой из тех же солнечных краев, мало напоминает толпу образца 1920-х. Где цветочные халаты, кисейные чалмы и красные бороды? А в целом – похоже! Но вернемся к нашим героям, делая в скобках ремарки, которые могут понадобиться молодому москвичу... “...Концессионеры с трудом пробились к выходу и очутились на Каланчевской (Комсомольской) площади. Справа от них высились геральдические курочки Ярославского вокзала. Прямо против них тускло поблескивал Октябрьский (Ленинградский) вокзал, выкрашенный масляной краской в два цвета. Часы на нем показывали пять минут одиннадцатого. На часах Ярославского вокзала было ровно десять. А посмотрев на темно-синий, украшенный знаками зодиака циферблат Рязанского вокзала, путешественники заметили, что часы показывают без пяти десять. – Очень удобно для свиданий! – сказал Остап. – Всегда есть десять минут форы. Извозчик издал губами поцелуйный звук. Проехали под мостом, и перед путниками развернулась величественная панорама столичного города...” [b]ОСТАНОВКА ВТОРАЯ[/b] “...Подле реставрированных тщением Главнауки Красных ворот расположились заляпанные известкой маляры с саженными кистями, плотники с пилами, штукатуры и каменщики. Они плотно облепили угол Садовой-Спасской. – Запасный дворец, – заметил Ипполит Матвеевич, глядя на длинное, белое с зеленым, здание по Новой Басманной. – Работал я в этом дворце, – сказал Остап, – он, кстати, не дворец...” “...А вот и Мясницкая. Замечательная улица. Здесь можно подохнуть с голоду. Не будете же вы есть на первое шарикоподшипники, а на второе – мельничные жернова. Тут ничем другим не торгуют...” [b]ОСТАНОВКА ТРЕТЬЯ[/b] “...В сквере, против Большого театра, уже торчала пальмочка, анонсируя, что лето наступило и что желающие подышать свежим воздухом должны немедленно уехать не менее чем за две тысячи верст (сейчас – зима, но постарайтесь напрячь воображение, представив жаркое лето, зелень и свои мечты об отпуске на берегу моря)”. “...В Охотном ряду было смятение. Врассыпную, с лотками на головах, как гуси, бежали беспатентныелоточники. За ними лениво трусил милиционер. Беспризорные сидели вокруг асфальтового чана и с наслаждением вдыхали запах кипящей смолы...” “...На углу Тверской беготня экипажей, как механических, так и приводимых в движение конной тягой, была особенно бурной. Дворники поливали мостовые и тротуары из тонких, как краковская колбаса, шлангов. Со стороны Моховой выехал ломовик, груженный фанерными ящиками с папиросами “Наша марка”... Здесь мы извинимся перед читателями: реклама табачных изделий на улицах Москвы нынче запрещена! Здесь снова вернемся на минуту в 2009 год и посмотрим на угол Тверской и Моховой нашими глазами. “Беготня экипажей”? Еще какая! А вот для того чтобы ощутить всю прелесть “конной тяги”, нужно отправляться на ипподром или поучаствовать в каком-нибудь мероприятии в одной упряжке с ряжеными ямщиками и стоящими дороже “мерседеса” лошадьми. Да и улицы в наше время поливают уже не дворники с кишкой, напоминающей краковскую колбасу, а автоцистерны. А зимой поливают и вовсе не водой! Но это уже совсем другая история... [b]ОСТАНОВКА ЧЕТВЕРТАЯ[/b] “...Выехали на Арбатскую площадь, проехали по Пречистенскому бульвару (здесь авторы “12 стульев” ошиблись – бульвар уже в 1924 году стал Гоголевским) и, свернув направо, остановились на Сивцевом Вражке. – Что это за дом? – спросил Ипполит Матвеевич. Остап посмотрел на розовый домик с мезонином и ответил: – Общежитие студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца. – Неужели монаха? – Ну, пошутил, пошутил. Имени Семашко...” На этом первое совместное путешествие концессионеров по Москве закончилось. Но со столицей они, как вы помните, не распрощались, а еще долгое время колесили по городу в поисках стульев из гарнитура мадам Петуховой. [b]P.S.[/b] Во-первых, это, как уже сказано, еще не конец – через неделю, дай бог, мы представим вам заключительную часть путешествий Остапа Ибрагимовича и Кисы по Москве. А во-вторых, мы выражаем искреннюю признательность за помощь в организации фотосъемок отелю “Хилтон Москоу Ленинградская”.

Новости СМИ2

Игорь Воеводин

За слова придется ответить. Всем

Ирина Алкснис

Москве есть чем ответить критикам

Оксана Крученко

Как экономия вправляет мозг

Лера Бокашева

Злые соседи «Доброго дома»

Никита Миронов  

Гостиницы выгодны не только туристам

Сергей Лесков

Долгая дорога к Храму

Георгий Бовт

Газовая война между Россией и Украиной: кто «моргнет» первым?