Вступили в силу поправки к закону об ОСАГО
Эксперты советуют водителям не спешить пользоваться нововведением.Весна наступила, не пора ли “переобувать” машину в летнюю резину? Рановато будет? Дело хозяйское. Но вы знаете, что, по данным ГИБДД, в 2008 году в Москве произошло 13,3 тысячи дорожно-транспортных происшествия? Причем 865 человек в этих ДТП погибли, 15 тысяч были ранены. А убытков-то сколько, мороки!Компенсировать потери, правда, можно при помощи полиса ОСАГО. Поэтому, думается, стоит напомнить, что в первый день весны вступил в силу так называемый европейский протокол – поправки к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности.Эти поправки приблизили отечественные стандарты процесса возмещения убытков, причиненных машинам и их владельцам в результате ДТП, к правилам, действующим в Европе.Увы, воспользоваться новациями можно пока с большой натяжкой.[b]Больше двух не собираться[/b]Давайте вспомним, что закон об ОСАГО действует в России с 1 июля 2003 года. Согласно закону полис ОСАГО должны приобретать все владельцы машин и лимузинов. Помял чужую “ласточку”, будь добр, заплати – возмести убытки пострадавшему коллеге по рулю.Правда, не сам: раз ты купил полис, стало быть, отдуваться за тебя придется твоей страховой компании. Конечно, особо губы раскатывать не приходится, поскольку по закону установлен страховой лимит: т. е. в данном случае потерпевший получит не более 400 тысяч рублей. Причем коль скоро оценивается ущерб здоровью, причиненному в результате ДТП, то одному человеку полагается не свыше 160 тысяч, нескольким беднягам – 240 тысяч рублей.На починку “ласточки” страховщики отсыплют щедрой рукой до 120 тысяч рублей, если поврежден один автомобиль, до 160 тысяч – если досталось нескольким “колымагам”.Стоимость полиса рассчитывается в индивидуальном порядке. К примеру, вы имеете легковушку с мощностью двигателя от 70 до 100 лошадиных сил. Живете в Москве, возраст – более 22 лет, за рулем свыше двух лет.Страховку покупаете на год, договор заключили впервые, а “ласточкой” своей будете пользоваться не менее 10 месяцев в году. Тогда полис обойдется вам в 3960 рублей.Но ведь какая головная боль – вся эта процедура получения страховки, не правда ли? Тебя, то бишь твою стремительную красавицу, повредили, а ты обязан вызвать инспекторов ГИБДД, объясняться, доказывать, что ты не “чайник”, мотаться в чужую страховую компанию, где тебе никто, в принципе, не рад. Вот и решили законодатели: пора “ехать” в Европу, то есть перенимать их положительный автостраховой опыт. Что теперь разрешено? А можно не вызывать ГИБДД, не торчать посреди дороги под колючими взглядами проезжающих мимо водителей. Вышли из машин, поговорили, обсудили тихо-мирно проблемы. Решили, что ущерб от ДТП “потянет” не более чем на 25 тысяч рублей. И разъехались зализывать раны. Однако этот порядок действует лишь в том случае, ежели машин было только две, а бока в ходе ДТП оказались помяты исключительно у автомобилей, а не у людей.Второе новшество, не слишком, кстати, обрадовавшее страховые фирмы, – возможность для владельца полиса ОСАГО обращаться за страховкой в свою, а не чужую компанию.[b]Милицию не игнорируй![/b]Закон законом, однако, а жизнь наша течет сама по себе. Это значит, что все эксперты авторынка в один голос советуют пока “облегчаться” в случае ДТП с очень большой осторожностью. Почему? Страховые компании и раньше-то не слишком радовались нововведениям. А теперь кризис – всем тяжело. Участники рынка не доверяют друг другу. Кто будет платить страховку, кто откажется, как быть в таком случае, не придется ли одной компании платить за “того парня”, т. е. за нерадивые фирмы? Ведь в законе, как всегда, начинают искать лазейки. Вот, например, новые поправки не предусматривают ответственности страховщиков за нарушение прав владельцев полиса ОСАГО. Иди спроси с компании, коли упрется: по судам ходить замучаешься.А ежели вы ошиблись, оценив ущерб от ДТП в сумму до 25 тысяч рублей? Ведь без протокола, составленного ГИБДД, больше вам никто не заплатит.Как вы докажете суду, что пострадали на большую сумму? Вам скажут: раньше надо было думать.Кроме того, страховое сообщество настаивает на том, что действия поправок в закон об ОСАГО должны распространяться лишь на владельцев полисов, приобретенных с 1 марта 2009 года. Почему? Александр Коваль, депутат Госдумы, руководитель Всероссийского союза страховщиков, прямо заявил о том, что страховые компании страны в полном объеме к работе в новых условиях не готовы. Страховщики хотели бы поэтапно адаптироваться к изменениям. Они вообще в начале февраля написали коллективное письмо в Минфин с просьбой отложить порядок прямого возмещения ущерба (обращения клиента за страховкой в свою фирму) аж на два года! Но Министерство финансов вовсе не согласно с желанием страховщиков обслуживать только владельцев полисов, оформленных с 1 марта.Возникла коллизия. Российский союз автостраховщиков выработал соглашение, регламентирующее синхронную работу рынка по новым условиям. Но Минфин не хочет его утверждать. С чего бы это именно с 1 марта, оппонируют финансисты? Перед законом все равны. То есть ведомство Алексея Кудрина обещает, конечно, поставить на документе свою разрешительную визу.Но сначала соглашение должно быть доработано в соответствии с законодательством.Какой из всего этого следует вывод? Не ищите себе дополнительных проблем. Если у вас старый полис ОСАГО, лучше и действуйте по старинке, ведь новые поправки имеют добровольный характер. Хочешь, вызывай ГИБДД, не хочешь – не вызывай. Так вот, пока лучше вызвать товарища сержанта и оформить справку.Ведь у нашего брата автовладельца особого опыта оценки ущерба нет. Стоит ли рисковать, пока в страховом обществе согласья нет? А вот истечет срок действия старого полиса, купите новый – и вперед, “в Европу”. По закону.[b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ[i]Вы доверяете новым правилам ОСАГО?[/i]Евгений БУНИМОВИЧ, депутат Мосгордумы:[/b][i]– Я – пешеход. Но знаю, что автомобильное страхование во всем мире обязательно и эффективно. Не могу понять одного: почему мы вводим эти правила позже всех, разве нельзя было изначально учесть типовые для всех обстоятельства? Чтобы потом все время их не уточнять.[/i]