Понедельник 10 декабря, 12:12
Пасмурно + 1°
Город

Главному хранилищу фильмов страны — 70 лет

Расположенный в Белых Столбах комплекс оснащен самым современным оборудованием
Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"
Расположенный в Белых Столбах комплекс оснащен самым современным оборудованием
Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

Госфильмофонду РФ исполнилось 70 лет. Расположенный в Белых Столбах комплекс этого архива оснащен одновременно самым старинным кинооборудованием и самым современным. В этом убедился корреспондент «ВМ», побывав в святая святых – производственно-реставрационном комплексе Госфильмофонда.

Встретила у входа корреспондента Надежда Саплина, начальник участка реставрации фильмов:

– В Госфильмофонде есть полный производственный киноцикл, – рассказывает она во время экскурсии. – Некоторые машины для обработки пленки были сделаны специально на нашему заказу.

В Госфильмофонде есть полный производственный киноцикл Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

В огромных цехах – проявочные машины, машины для промывки, для дополнительной фиксации... Всем, кстати, управляют женщины. Многие работают здесь по 20–30 лет.

Пленку надо чувствовать руками Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

– Пленку надо чувствовать руками,  – рассказывает реставратор Надежда Щетинина. – Вот этому фильму, снятому в 1921 году в Грузии, в этом году 97 лет. Мы его к столетию реставрируем. Снят он в 12 частях, каждая часть хранится отдельно. Моя задача – вручную намотать на барабан одну из частей фильма и проверить на повреждения. Если они есть – то начинаю реставрировать:  подклеиваю новую перфорацию, заново склеиваю, зачищаю... Работа очень тонкая. Хорошо, что негатив этого фильма хранился у нас в Госфильмофонде в идеальных условиях и пленка пострадала только при монтаже, несколько небрежном, в 1921 году. Мы ее склеим, и фильм можно будет снова смотреть!

В огромных цехах — проявочные машины, машины для промывки, для дополнительной фиксации Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

Как рассказали «ВМ» в Госфильмофонде, при идеальных условиях фильмы могут храниться очень и очень долго. Цифровая копия – лет 20. А вот пленка – считай, это «нетленка». Если, конечно, бережно и правильно хранить.

Со старыми кинолентами работают реставраторы Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

– Когда нам в работу дают новые киноленты, то мы осматриваем их от и до, – говорит реставратор Марина Михалева. – Некоторые фильмы необходимо еще раз фиксировать, мыть в специальных машинах. А если есть трещинки и глубокие царапинки, у нас есть чудо-машина, которая их на подложке убирает. По устройству она похожа на фотоглянцеватель. Пленка прижимается на идеально ровный и чистый стеклянный диск и как бы полируется. Мелкие царапины исчезают. Но проводить такую операцию нужно крайне осторожно, пленка может быть изношена, и тогда лишний снятый микрон может привести к порче материала.

Если на пленке есть трещинки и глубокие царапинки, в комплексе имеется чудо-машина, которая их на подложке убирает Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

Есть в Госфильмофонде и свой кинозал, где смотрят отреставрированные фильмы. Вот уже почти 50 лет их показывает Галина Михайлова.

Всем управляют женщины Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

– Я работаю в Госфильмофонде с 1969 года. Свою профессию очень люблю. Показываю в особом зале кино! И сама фильмы, конечно же, смотрю. За 49 лет я их пересмотрела бесчисленное множество – художественных и документальных. Но больше всего меня поразила немецкая кинохроника времен Великой Отечественной войны. Многое из того, что я видела, до широкого зрителя так и не дошло, но это очень сильные кадры! После них смотреть художественные фильмы о войне я уже не могу – там и половины того, что довелось испытать нашим людям, нет. Разве что в фильме Элема Климова «Иди и смотри!» Глаз у меня уже настолько наметанный, что, увидев по телевизору всего пару кадров, могу сразу сказать, в каком году этот фильм был сделан, в СССР или нет. Художественное кино я смотреть не люблю, там все слишком театрально. А вот кинохроника – другое дело.

Некоторые машины для обработки пленки были сделаны по заказу Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"

Напомним, что на сегодня Госфильмофонд России – не просто уникальный архив, а еще и грандиозный многофункциональный комплекс, играющий важную роль в развитии и пропаганде российского кино (подробнее...)

Кстати, в Саду имени Николая Баумана с 5 октября начинает работать разговорный клуб, в котором участники будут изучать английский язык по сериалу «Друзья».

Расположенный в Белых Столбах комплекс оснащен самым современным оборудованием
Фото: Сергей Шахиджанян, "Вечерняя Москва"
Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER