Суббота 15 декабря, 13:12
Пасмурно -3°
Город

Электрический и особо опасный: происшествия на дорогах

Как обезопасить пешеходов и водителей и какие изменения следует внести в Правила дорожного движения, обсудили эксперты — участники круглого стола в эфире сетевого вещания «Вечерки».

— На проблему отсутствия регулирования правил езды на электросамокатах и других транспортных средствах на электротяге мы обратили внимание еще в 2016 году, — говорит председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов. — Тогда же написали письмо в ГИБДД. Мы предлагали ввести в Правила дорожного движения новый класс транспортных средств — электромеханические транспортные средства. Уже в 2016-м были первые жертвы среди пешеходов. В ответ на письмо Министерство внутренних дел сообщило: в соответствии с Правилами дорожного движения лица, передвигающиеся на электросамокатах, относятся к пешеходам. А это значит, что на них распространяются правила движения для пешеходов. Мы же предлагали приравнять их к велосипедистам. Дать право передвигаться по велодорожкам и по рекреационным зонам. Прошло полтора года, и у ГИБДД поменялось мнение. Они пришли к выводу, что электросамокаты подпадают под определение «мопед». И они, в ГИБДД, не видят необходимости изменять Правила. Раз «мопед» — то это разрешение на езду с 16 лет и необходимость получать права категории «М». Все вопросы решены? Нет. Номеров на электросамокатах нет! В мае этого года на улице Перерва на переходе электросамокатом была сбита женщина. Из-за удара она упала, управляющий самокатом скрылся. А у пострадавшей — перелом позвоночника. Конечно, никакого ОСАГО у водителя самоката нет. Нет и денег на лечение женщины. Хорошо, что эпизод попал на камеры: нашли и привлекли к ответственности.

Над проблематикой работают и в федеральном Министерстве транспорта, и в Департаменте транспорта Москвы, рассматривают вопрос и в Мосгордуме.

— У нас, как всегда, сначала появляется некое явление, которое спустя некоторое время становится массовым, соответственно, массовыми становятся и проблемы, — убежден член межрегионального общественного объединения «Город и транспорт» Юрий Аралов. — И только после этого мы начинаем думать, что делать. Подобные законодательные инициативы появляются уже четыре года подряд. Вот только с упорядочиванием до сих пор никаких сдвигов.

— Всегда сравнивают, например, велосипед и самокат, — говорит организатор движения городских самокатов Let’s kick (в переводе означает «Давайте оттолкнемся». — «ВМ».) Александр Нилов. — В частности, ориентируясь на скорость. Да, самокат может развить такую скорость, как велосипед. Но если мы говорим о самокате с размером колес 100 миллиметров против 28 дюймов у велосипеда, то, несмотря на одинаковую скорость, это разные транс портные средства. Самокаты с такими маленькими колесами, выезжающие на дороги, где встречаются выбоины, и несущиеся на большой скорости — это гарантированный травматизм для владельцев. Среди других проблем — информирование. В том числе обезопасности. Владельцев электрических транспортных средств не останавливает риск. Некоторые умудряются гнать на электросамокатах по Третьему транспортному кольцу.

— Недавно я увидел статистику и был потрясен! — говорит Владимир Соколов. — Только в Москве в прошлом году погибли 90 велосипедистов. Недаром в США производители ограничивают скорость электросамокатов 20 километрами в час. Если и у нас ввести аналогичные ограничения от производителей, электросамокаты можно пустить на велодорожки, и при скорости в 20 километров в час все будет нормально.

Впрочем, все эти заявления — в пользу бедных. Если у человека нет осознания, что электросамокат почти такое же транспортное средство, как автомобиль, и при высокой скорости может наделать немало бед, возможно, его стоит научить правилам безопасной езды. Но владельцы самокатов не в восторге от перспективы.

— Не нужно нас загонять в автошколы, — говорит Александр Нилов. — Мы затронули важный момент — контроля. В том числе контроля скорости и мощности. Можно купить самокат легально, с ограниченной производителем скоростью в 20 километров в час, но доработать его. И кто будет это проверять? Да, управлению самокатом нужно учиться, но не Правилам дорожного движения, а культуре вождения. У нас она низкая, в том числе и у автомобилистов, и у велосипедистов. Как приучить? Нужно информировать. Я в корне не согласен, что нужно ограничивать место катания на самокатах или другом виде электротранспорта велодорожками. Посмотрите на Москву, какие широкие тротуары! Даже крупные заграничные автоконцерны предлагают сейчас в рамках комплектации новых моделей автомобилей электросамокаты. Как транспорт последней мили.

Впрочем, Владимир Соколов на это заявление отвечает: как пример приводятся фирмы, ориентированные на европейское градостроение. А там развита инфраструктура велодорожек.

— А мы к этому пока не готовы, — добавил Соколов. Тем не менее проблема будет нарастать.

— Количество таких транспортных средств будет расти, — уверен убежден ведущий преподаватель Центральной автошколы Москвы Александр Клейнерман. — Безусловно, нужно повышать культуру поведения на дороге. Без нее ни на автомобиле, ни на самокате далеко не уедешь. Безусловно, культура должна основываться на нормативах. И действительно, неотъемлемая часть насаждения культуры — это внедрение наказаний за нарушения.

И вот тут-то мы подбираемся к самому интересному. Потому что привить высокую культуру вождения, только гладя «по шерстке» владельцев самокатов, нельзя. К сожалению, далеко не все готовы прислушаться к просьбам и внять голосу разума. Многие ставят свои личные интересы выше общественных. В таком случае может сработать только неотвратимость наказания. И, собственно, наличие самого наказание.

— Я в этом контексте напомню про платную парковку, — говорит Юрий Аралов. — Еще десять лет назад в Москве был такой же беспредел с парковками, как сейчас с электросамокатами. Но повышение штрафов, жесткая эвакуация все решили. Культура парковки в Москве сформировалась. Хотя, конечно, у автомобиля есть номер...

Представитель движения городских самокатов с этим не согласен: номера-де на самокате установить негде.

— Это глупо, — возмутился в эфире Александр Нилов. — Скутеры, сегвеи и самокаты невозможно зарегистрировать. Вот у нас велосипед — транспортное средство. А мы их регистрируем?

А кстати, да, бывало и такое.

— Я такой старый, что помню, когда были номера и на велосипедах, — подчеркнул Александр Клейнерман.

И что же теперь— обвешать номером самокат, продолжал удивляться Нилов.

— Зачем номер? — обратился к молодому человеку Владимир Соколов. — Давайте как с телефоном — прикрепим зарегистрированную сим-карту. Будут видны и путь самоката, и паспортные данные владельца.

— Но ведь так мы можем потерять все самокаты, — буквально вскрикнул Нилов.

— У нас есть реальные жертвы! — отрезал Соколов.

Действительно, чтобы «оседлать» самокат, не нужны никакие особые навыки.

— Просто встал и поехал, — сказал Нилов. — Даже с велосипедом сложнее. Такой низкий порог входа очень удобен людям с минимальным опытом катания. Конечно, такие люди катаются и в общественных местах, вот и случаются аварии. В Беверли-Хиллз, кстати, на полгода ввели мораторий на движение электросамокатов по городу. За это время власти пообещали разработать правила и нормативы эксплуатации техники.

Пожалуй, мораторий не помешает ввести и в Москве. Хотя бы на время. Сейчас, когда впереди зима, единицы будут гонять на электросамокатах по дорогам, пугая водителей. Но весной начнется самое что ни на есть нашествие. Эпидемия электрической тяги! Эксперты тем временем продолжают спорить, как обезопасить и водителей, и пешеходов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Инна Святенко, депутат, председатель комиссии Московской городской думы по безопасности:

— Мы обеспокоились проблемой регулирования электромеханических транспортных средств. Электротранспорт с высокой скоростью передвигается по дорогам и пешеходным зонам. Пока мы не можем понять, как регулировать ситуацию. Мы уже обсуждали этот вопрос на заседании нашей комиссии по безопасности. ГИБДД настаивает, что на сегодня в рамках Правил дорожного движения те, кто передвигается на электрических гироскутерах, самокатах и прочем транспорте, подпадают под Правила дорожного движения как пешеходы. Но мы же прекрасно понимаем, что это не пешеход, если он может развить скорость до 40 километров в час! Мы вернемся к этому вопросу в осеннюю сессию. В том числе и потому, что в Москве уже зарегистрированы ДТП при участии техники на электротяге. Необходимо прописать ограничения — либо по скоростному режиму, либо по мощности.

Добавьте в избранное: Яндекс Дзен Яндекс Новости Google news

Новости СМИ2

Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER