Как падающий рубль учил финансовой грамотности
Валютный кризис 1994 года стал первым, но далеко не последним в новейшей российской истории. С тех пор рубль к доллару ослаб уже во много раз. Делал он это как постепенно, так и скачками. Мы пережили девальвации 1998 года, 2008-го и 2014-го, сейчас снова некоторые пугают очередной девальвацией, суля рублю курс уже под 100 за доллар. Однако тогда это было в диковинку, поэтому показалось страшным. Главной же причиной первого обрушения рубля в 1994 году стала финансовая безграмотность тогдашних российских властей.
Кризис, начавшийся еще до распада СССР, не был преодолен, инфляция составляла 220%, что лишь подстегивало долларизацию экономики: цены указывались в у.е, да и к оплате вполне свободно везде принимали доллары. Налоги толком не собирались, дыра в бюджете только росла, что в конце концов привело к решению о проведении так называемых «залоговых аукционов», когда самые выгодные куски промышленности за бесценок достались «назначенным» олигархам. Повсеместно свирепствовал кризис неплатежей. Потому как зачем платить сегодня при такой инфляции, если можно заплатить послезавтра.
Банковская система тогда представляла собой во многом конгломерат мелких банков, которые ничем, кроме как валютно-обменными операциями, не занимались. По сути, это было сборище валютных спекулянтов. И ничем хорошим их игры закончиться не могли. Население же вовсю играло с «финансовыми пирамидами», надеясь побыстрее заработать и купить на это долларов. Картину добавляло то, что страна фактически жила за счет иностранных кредитов и иного вида иностранной помощи.
На этом фоне правительство и Центробанк активно печатали новые рубли и выделяли их на разные экономические и социальные программы, также стремясь покрыть бюджетный дефицит. Под давлением импортеров курс рубля был неоправданно завышен по сравнению с тогдашними рыночными условиями. И девальвация неуклонно шла уже в течение всего 1994 года: курс рубля к доллару к октябрю уже снизился почти на 50% по сравнению с началом года, а цены выросли более чем 61%. Но импорт относительно дешевел, и такая «сказка» не могла продолжаться долго. Она и закончилась 11 октября. «Стрелочником» был назначен тогдашний глава ЦБ Виктор Геращенко, который был вынужден уйти в отставку.
Валютный кризис, в свою очередь, стал во многом причиной межбанковского кризиса в следующем году. После обвала "черного вторника" многие крупные банки практически перестали выдавать кредиты более мелким банковским структурам. А через три года грянет уже куда более мощный дефолт, уже государственный. Государство тогда «заигралось» на рынке ГКО (государственных кредитных обязательств) примерно так же, как заигрались мелкие банки-спекулянты с операциями с долларами в 1994-м. Была выстроена, по сути, пирамида ГКО. Только в августе 1998-го году случился не «черный вторник», а «черный четверг».
Надо сказать, что к кризису 2008-2009 годов российские власти подошли уже гораздо более учеными. И хотя воздействие одновременно падения цен на нефть и мирового финансового кризиса было весьма болезненным, никакой финансовой катастрофы в 2008 году уже не произошло. Страна прошла этот период весьма спокойно, сумев даже сохранить и расширить социальные программы, в частности, повысив существенно пенсии. В том числе это стало возможно благодаря созданному резервному фонду.
С тех пор опыта накопилось еще больше. После очередной девальвации декабря 2014 года (причиной стали резкое падение нефтяных цен и западные санкции) рубль с тех пор (и довольно быстро) отчасти восстановил свои позиции. Сегодня ЦБ РФ располагает не только солидными золотовалютными резервами (459 млрд долл. на конец сентября), но и большим запасом инструментов прямого и косвенного влияния на валютный курс. Сейчас есть возможность оперативно реагировать на падение курса даже не на 30%, а на 1-3 рубля по отношению к доллару, и выправлять ситуацию. Например, сокращая или увеличивая закупки валюты на рынке, увеличивая или уменьшая нормы валютного резервирования для банков, регулируя размеры продажи валютной выручки (Россия давно отказалась от обязательных нормативов ее продажи и перешла к плавающему курсу рубля).
Сегодня банковская система, периодически подвергаемая «чистке» со стороны ЦБ, выглядит гораздо более здоровее, чем она была в 1994 году. Более развито и регулирующее законодательство: к примеру, «финансовые пирамиды» сегодня совершенно невозможны. Дедолларизация экономики продвинулась по сравнению с 90-ми довольно далеко. Однако до идеала тоже еще далеко. Многие граждане, не говоря уже о предпринимателях, по-прежнему внимательно следят за колебаниями валютных курсов и ценами на нефть. Страх перед очередным «черным вторником» или «черным четвергом» уйдет окончательно лишь тогда, когда российская экономика перейдет к устойчивому экономическому росту. Причем, в отличие от опыта 1998-го и 2008 годов, к такому росту, который не будет подпитываться в основном девальвацией рубля, а будет основан на повышении производительности труда, внедрении новейших технологий и увеличении инвестиций, в том числе иностранных.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции