Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Рынок минус государство

Развлечения
Писатель Евгений Замятин (роман «Мы»), высланный из СССР в тридцатых годах прошлого века, сказал, что единственно возможное будущее русской (советской) литературы – её великое прошлое. Он немного ошибся во времени. Лучшие произведения советского времени не уронили чести классической русской литературы, чего никак не скажешь о литературе новой (после 1991 года) России.

Сегодняшняя литература — это рынок минус государство. Падение престижа профессии писателя и произвол издательств-монополистов. Многостраничные договоры, согласно которым писатель не имеет права ни на что, кроме (если повезет) ничтожного гонорара и мифических роялти, в отличие от издательства, которое овладевает его произведением, как барин крепостной девкой — быстро, грубо, как говорится, «всухую», не тратя времени на ненужные ухаживания.

Из тысячелетней русской литературной традиции вырван живой нерв любви к Родине («Слово о полку Игореве») и защиты униженных и оскорбленных (Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов). Постсоветская литература — мертвый зуб, выбеленный до унитазного блеска, покрытый сверкающей алмазной крошкой. С хоть и горького, но вечнозеленого пастбища «не могу молчать» и вечной борьбы за достоинство человека литература откочевала в сухие степи сферы услуг, где единственная возможность выжить — премиальное орошение. Оргкомитеты и кураторы премий уподобились тоталитарным, распределяющим полив сектам со своими иерархиями, правилами и порядками. На входных дверях в любые премиальные циклы дантовское предупреждение: оставь надежду всяк (без приглашения и предварительного согласования) сюда входящий.

Еще 21 учреждение должно до конца года подготовить проектно-сметные документы для проведения капитальных работ в 2019 году Еще 21 учреждение должно до конца года подготовить проектно-сметные документы для проведения капитальных работ в 2019 году / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Разрыв между поколениями писателей сегодня не просто велик, но непреодолим. Бывшие советские (старших поколений) и современные тридцати-сорокалетние литераторы существуют в разных мирах. Первые ностальгически жмутся к союзам писателей, остаточно верят в то, что власть обратит на них внимание и даст денег на книги. Вторые четко усвоили, что творческий (за исключением ТВ и шоу-бизнеса) труд в современной России принципиально не оплачивается, а потому ищут себе прокорм в других занятиях.

Грамотный, вдумчивый, любящий литературу читатель ушел в подполье. Массовый же, в отсутствии профессиональной критики, дезориентирован и ведется на рекламу произведений «лидеров продаж»: Дины Рубиной, Дарьи Донцовой, Дэна Брауна и прочих авторов, удостоившихся персональных издательских проектов.

В разделенном, униженном и обобранном писательском сообществе, как на тонущем «Варяге», зреет бунт против узаконенной нищеты и бесправия литературного сословия, против устранения государства от одной из первейших своих обязанностей — создания нормальных условий для профессиональной работы писателей, соблюдения разумного баланса на книжном рынке между произведениями позитивной (в плане традиций и нравственности) и негативной, отрицающей эти понятия направленности.

Среди современных молодых талантливых авторов, продолжающих традиции русской литературы, можно назвать Андрея Антипина, Анну Козлову, Елизавету Александрову-Зорину, Александра Снегирёва, Дмитрия Глуховского. Есть и редакторы, например Юлия Качалкина, много лет профессионально и продуктивно работающая с молодыми авторами, пробивающая в ущерб издательской прибыли их произведения в печать.

У современной русской литературы есть будущее. Но только в том   случае, если писатели разных поколений смогут объединиться, чтобы отстоять свое право на достойную оплату творческого труда, а государство определит свои интересы в литературе и как минимум составит конкуренцию издательствам-монополистам, владельцы которых (сплошь миллиардеры, в отличие от нищих авторов) живут за пределами России и меньше всего думают о том, как оплачивать труд писателей и «сеять разумное, доброе, вечное».

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.