Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Библиотеки

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Артефакты открывают новые вехи истории

Артефакты открывают новые вехи истории
В День археолога, 15 августа, заработал новый совместный проект музея и московских археологов / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»
В СМИ появилась информация о новом уникальном артефакте – в куске янтаря обнаружена улитка. Возраст находки, по версии исследователей, 99 миллионов лет.

Издание Cutaceous Research, сообщившее новость, проинформировало, что в бирманском янтаре, где найдены останки улитки сохранились мягкие ткани.

Эксперты из Китая считают такие находки крайне редкими, отмечая, что чаще в руках исследователей оказываются твердые частицы и раковины.

"ВМ" собрала несколько интересных археологических находок со всего мира.

Останки базилозавра

В пустыне в Вади-аль-Хитан в 1902 году исследователи обнаружили прекрасно сохранившиеся останки предка кита – базилозавра. Огромное морское чудовище обитало здесь 40 миллионов лет назад. Интересно, что в животе артефакта нашли его собрата: либо животное было беременным на момент гибели, либо пообедало собратом. В той же местности ученые обнаружили еще 9 скелетов базилозавров. Среди находок - полный нетронутый скелет – единственный из известных на сегодня археологам. Пустынную местность Вадиаль-Хитан давно прозвали "долиной китов". И этот факт остается загадкой для ученых: это место - голая пустыня.

Стоунхендж

Стоунхендж – известный археологический комплекс, уже много лет являющийся настоящей загадкой. Самые крупные из камней, составляющих в ансамбле своеобразные блоки весят около 25 тон и возвышаются над землей на 9 метров. Известно, что отдельные гигантские валуны были привезены из Западного Уэльса. Это говорит о том, что их транспортировали 225 километров. Как это удалось переместить столь тяжелые камни древним обитателям здешних мест – до сих пор остается тайной. Ученые предполагают, что для их перемещения требовалась четко организованная работа нескольких тысяч людей.

Багдадовская батарейка

Багдадовская батарейка найдена в пригороде столицы Ирака. Артефакту почти 2000 лет. Это своеобразный глиняный сосуд с битумной пробкой и железным стержнем, который проходит сквозь пробку в саму вазу, где расположен еще и цилиндр из меди. Исследователи выяснили, что если сосуд наполнить уксусом, то он будет производить электрическое напряжение в 1,1 вольта. Правда подтверждения своим предположениям ученые не нашли. Не обнаружили археологи и предметов, которые бы нуждались в электричестве этих древних устройств. Так что, возможно, эти глиняные сосуды служили всего лишь для хранения рукописей, утверждают скептически настроенные исследователи.

Las Bolas

Жители полуострова Никоя и острова Каньо их так называют, что значит - шары. На  юге Коста-Рики все побережье дельты реки Диквис «усыпано» сферическими артефактами. Каменные сферы, гигантских размеров, датируются приблизительно 600 годами нашей эры. Las Bolas в основном состоят из габбро – это древняя магматическая горная порода. Предназначение каменных шаров - тайна. Однако ученые предполагают, что шары были своеобразными дорожными знаками, путевыми ориентирами, но есть версия, что находки использовались для изучения космоса.

Первобытный калькулятор

Бывает, что крайне интересные археологические находки являются вовсе и не находками, а, например, покупками… Как было в случае с Лейчестеpским камнем. Его обнаружил археолог и телеведущий Джеймс Балме. Он заметил необычный камень, прогуливаясь по ярмарке садового инвентаря в Лейсестере. Купил, очистил и удивился: на покупке проявились странные узоры, напоминающие древнее письмо. Историки и лингвисты так до конца и не нашли ответ на тайну этого камня. Одно из предположений- с помощью камня велись математические расчеты, и он был первым из мира калькуляторов. Однако это пока не доказано. Но доподлинно известно, что камень с уникальной гравировкой - не современная подделка.

Венерой Виллиндорфской

Артефакт был найден в 1908 году и считается самой древней скульптурой, найденной в мире. Это небольшое изваяние фигyры женщины. Примечательно, что древний скульптор крайне реалистично передал все изгибы женского тела. Грудь, бедра и живот мягкой округлой формы, четко обозначены пупок и все, что находится ниже. Эта находка стала доказательством того, что и в первобытном обществе хрупкое создание природы играло важную роль, потому что была продолжательницей рода.

Макет поселения викингов Бирка

Еще в 1880-х годах археологи нашли огромное кладбище викингов X века на острове Бьорко. Здесь располагались 1100 могил. Одна из них явно выделялась и местоположением и набором предметов, в ней обнаруженных. Здесь нашли «полное снаряжение профессионального воина» - копье, меч, копье, топор, нож, стрелы, щиты и даже скелет лошади. На коленях человеческих останков археологи обнаружили «настольную игру». По мнению исследователей этот человек был военным стратегом. Гробница принадлежала высокопоставленному воину. В начале 2017 года в Стокгольмском университете использовали образцы ДНК, извлеченные из руки и зуба скелета. В результате было выяснено, что у останков не было Y-хромосомы. Это значит, что в гробнице похоронена женщина. Открытие впервые засвидетельствовало наличие высокопоставленной женщины-воина у викингов.

Город Александра Македонского

В современном Курдистанском районе Ирака обнаружен затерянный город, основанный Александром Великим. Он называется Калатга Дарбанд. Город основан приблизительно в конце IV века до нашей эры. Здесь процветало виноделие и торговля. Но спустя несколько столетий Калатга Дарбанд исчез из исторических записей, и о нем забыли на долгие 2000 лет. Первые фотографии города были сделаны в 1960-х годах спутниками-шпионами ЦРУ. Снимки рассекретили в 1996 году. А недавно они стали достоянием ученых. Здесь уже найдены греко-римские статуи и греческие монеты.