В московском переулке сделали арт-площадку
Под сводами этого въезда во двор художник Петрушин ходит десятки лет — в доме расположены мастерские. И вдруг разглядел: в арочном проходе по обеим стенам лепнина, образующая как бы рамы, — остается в них вставить работы.
И «вставил». Галерея поначалу жила виртуально. Компьютерными манипуляциями оформил более 90 вернисажей на интернет-странице «Подворотня на Верхней Масловке» — художественные «Воспоминания» Рубена Сурьянинова, живопись Ольги Рудаковой, Ирины Раковой, графики Александра Лозенко, Елены Чернышовой-Черны, портреты с ювелирными украшениями Вики Канзавели… Кто-то предоставил работы по приглашению «галериста», другие, узнав о новой площадке для экспозиции, предложили себя сами.
В экспонентах — и начинающие, и члены Российской академии художеств, которые сочли, что их корона не упадет, если они выставятся в такой подворотне.
Но чтобы галерея не стала авторским междусобойчиком, требовалось ее материализовать. Комендант здания вник и привел подворотню в божеский вид. Остальное оплачивает Петрушин: заказывает баннеры с репродукциями, крепления, подобающую подсветку, сам же монтирует экспозиции. (Проза жизни: это стоило ему 12 тысяч рублей.)
Первый вернисаж открылся в майскую «Ночь музеев». Сегодня здесь уже третья выставка — «Греческая серия» москвича Василия Островского. Будут и другие.
Прохожие останавливаются, смотрят, думают… Обстановка располагает, и билетик никто не спрашивают. Сурикова, Чюрлениса или да Винчи им не предложат, но в том и соль: Петрушин демонстрирует творчество почему-то подзабытых мэтров и малоизвестных, но интересных авторов, которым не повезло попасться на глаза благожелательных арт-критиков.
Зачем это Леониду Петрушину? Он сам рассуждает так: в Лувре по маршруту к Джоконде посетители чуть не пробегают мимо сотен шедевров не менее талантливых, чем Мона Лиза. Но чтобы, лицезрев ее, ощутить счастье, сперва сумей увидеть гениальное в том, мимо чего просквозил. Почему бы не начать этот путь в арт-подворотне собственного дома? А сколько одаренных живописцев-земляков! Приятно же знать, что они — соседи. Кстати, Петрушин предлагает посетителям подняться в мастерские художников, что на нескольких этажах над подворотней. Многие ли бывали на этой «кухне»? Разве это не любопытно?
Проект Петрушина — не коммерческий. Но вот что важно: после превращения подворотни в арт-площадку «мастера» граффити сюда не наведывались, иных случаев вандализма тоже отмечено не было.