Спецкор «ВМ» узнал, почему водопроводчиком может работать не каждый
Сюжет:
Специальный репортажВзять меня на практику согласился председатель правления одного из крупных столичных ТСЖ - определил помощником к водопроводчику Константину Кулдошину. И вот я - в чистой робе, с ящиком разводных ключей разного калибра - стою на первом этаже 45-этажного (!) здания и жду наставника.
А вот и он, водопроводчик Костя. Немногословен. Крепко сбит. На вид ему - под пятьдесят. Ко мне относится явно без скепсиса и сразу, как говорят, взял меня в оборот.
- Ну что, пошли гайки крутить, - сообщил он и тут же поручил с десяток заданий закрутить их в большом подвале, куда мы и направились.
А подвал - подземный дворец! Впечатлил, не скрою.
- А ты что думал? - выпрямив спину, Константин уже и смотрит на меня как-то свысока. - В больших зданиях - и подвалы большие.
Есть тут и технические этажи. Увидел я системы пожаротушения и вентиляции, потрогал насосы с электронным управлением, ощутил канализацию. И все это - вотчина водопроводчика Кости.
Первое задание далось мне легко. Нужно было поменять колено трубы. Сделанное из не очень-то качественного материала, не выдержало давления воды и дало трещину.
- Хорошо, что вовремя заметил, - вздыхает напарник. - Вот и заменим.
Я был на подхвате - подкручивал гайки, пока начальник щелкал тумблерами.
В таких 45-этажных высотках, как эта - более половины техники регулируется дистанционно. Это так называемые "умные дома", и если все собрано правильно, система работает. Но бывает, что она дает осечку.
- Я этот дом строил, - вспоминает Константин. - Но когда строительство закончилось, мне предложили остаться. По проекту в этом здании давление в трубах должно было быть в 9 атмосфер. Построили дом, установили оборудование. А я инженеру говорю: "Да не будет у вас вода до верхних этажей доходить, не хватит давления". Тот не поверил, а когда сдали дом, когда заехали жильцы, те, что жили на верхних этажах к нам зачастили. Там из кранов вода текла тонюсенькой струйкой. А квартиры тут большие - от 100 метров. Решили тогда ввести дополнительные насосы на промежуточных этажах, чтобы повысить давление в трубах. И, представь себе, вода пошла в квартиры.
Делаем с Константином обход. Если бы не его веселые шутки, да мощный фонарь, решил бы, что оказался где-то в военном бункере. А напарник-наставник ориентируется в этих катакомбах как у себя дома. Заметив мое замешательство, смеется:
- За те пятнадцать лет, что я здесь, не хочешь, а выучишь.
Подходим к новенькой, серого цвета, пластиковой трубе.
- Видишь этот кирпич? - кивает он на кусок кирпича. - Так кому-то из жильцов, трам-та-ра-рам, пришло в голову спустить его в канализацию! Конечно же, пробил трубу, а все вокруг было, трам-та-ра-рам, сам понимаешь, в чем. Под этим дождичком я и менял кусок трубы. Воду мы потом откачали, уборщики все вымыли и продезинфицировли.
Оказывается, случается и не такое. Костя припомнил, как однажды чистил он трубу, вынул из нее здоровенную баранью кость.
- Как ее туда затолкали? А тут как-то раз звонят с двенадцатого этажа, вызывают - забилась канализация. Ну, я пришел, а там вся труба закоксована - плотно-плотно - сурепкой. Как выяснилось, новой домработнице было лень выбросить в мусоропровод сгнившие овощи. Вот она и засунула их в измельчитель, а потом слила в канализацию. Пришлось все прочищать на двух этажах...
Работы в квартирах у Кости немного.
- Сейчас многие ставят себе итальянские джакузи, немецкие смесители, - говорит он. - Заказывают у разных фирм. А запчастей-то у меня к такой сантехнике нет. К тому же, вот ведь как бывает: фирма продает при застройке дома за баснословные деньги смесители, а на обслуживании экономит - приходят малоквалифицированные специалисты. И они всю эту технику просто гробят. Вот в одной квартире жилец установил ванну... в девятнадцати метрах от сливного стояка! Да сделали ему это неправильно, с множеством изгибов. Конечно, у него канализация сразу и забилась. Я раз прочистил, другой... А на третий, видимо, ему это надоело, начал меня обвинять, что, мол, деньги вымогаю. А когда я ему объяснил, что ванна установлено неправильно, ужасно разозлился - ему ж нужно было все переделывать. И больше он меня не вызывает.
На скоростном лифте мы с Костей поднимается на последний этаж, на 47-й. Чтобы лифт поехал на этот этаж, рядом с кнопкой "47" надо вставить ключ и провернуть. Этаж этот не жилой, здесь только коммуникации. А дальше - крыша.
Отсюда открывается потрясающий вид на Москву. С вертолетной площадки (она тут есть) вид сразу на три стороны: на запад, север и на юг. А на восток... башенка вид загораживает. Рядом с ней замечаю дверь и следы на ней свежей сварки. Проследив мой взгляд, Константин поясняет:
- Высота притягивает любителей полазить по крышам. Вот совсем недавно снова залезали сюда ребята и давай "фоткаться". Мы, от греха подальше, эту дверь и заварили. У нас камеры слежения тут везде, все хорошо видно. Только вот пока поднимешься с нижнего этажа на крышу... Хорошо хоть никто не упал.
Здесь, наверху, у Кости тоже есть "его" трубы. С ними пока все в порядке и недавнее включение отопления выдержали.
- Так уж получается, что профессия водопроводчик сегодня другая, сложнее, чем прежде. И смесители теперь другие, и всяких систем - больше. Вот, к примеру, у нас в доме была отечественная система очистки, а вот фильтры застройщик установил американские. К тому же теперь санкции, и нам фильтры не продают. Мы раньше воду сами очищали и на технические нужды пускали - на мойку машин, на полив. А теперь все это стоит отключенным, - рассуждает Костя.
Побывав в других помещениях дома, на разных его этажах, и починив один непутевый кран у жильца, установленный фирмой-халтурщиком, мы с Костей - расстаемся. Его смена подходит к концу, связку ключей он передаст сменщику.
Дежурства в высотных зданиях - круглосуточные.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Марина Макарова, специалист по теплосетям и инженерным коммуникациям
- Чтобы быть водопроводчиком, необходимо терпение. Так как и работа не самая чистая (имеешь дело с канализацией), и авторитета никакого, ведь сантехник - профессия не престижная. Но водопроводчик - почти инженер, обязан разбираться в технике, уметь проанализировать возникшую сантехническую ситуацию. Я уважаю этих профессионалов, поскольку много лет работала с ними.
Сама я занимаюсь проектированием ИТП (индивидуальный тепловой пункт - "ВМ") более 15 лет, сталкивалась с проектированием канализации, много лет трудилась в монтажных организациях.
ИТП - это и "индивидуальный тепловой пункт", и "автоматизированный тепловой узел", это же и "тепловой узел". В разные года ИТП называли по-разному.
Процесс проектирования ИТП очень ответственный - закладывается дорогое оборудование. Сразу скажу: в 80% случаев строительная организация хочет сэкономить на ИТП, ведь это один из самых дорогих участков при строительстве здания. Но современное тепловой пункт - орган автоматизированный, который, если спроектирован и смонтирован правильно, обеспечивает комфортное отопление и горячее водоснабжение. Даже при сильных морозах в доме должно быть тепло, а при теплой погоде - прохладно. Комфорт - это еще и тогда, когда из горячего крана сразу же идет горячая вода и когда ваш полотенцесушитель всегда нагрет.
А если нет автоматики в ИТП, батареи жарят, а вы греете через открытые форточки улицу. Циркуляционные насосы для того и нужны, чтобы не сливать воду, пока не пойдет тепленькая, за которую жильцы платят, как за горячую.
Так что экономить на автоматизированных системах не нужно!
Ну вот инженерная система запроектирована, смонтирована, принята в эксплуатацию, и вроде все должно быть хорошо. Но до чего некоторые жильцы только не додумываются!
- бросают в канализацию все, что угодно, забивая канализационный стояк.
- самостоятельно меняют приборы отопления на более крупные или поменьше. Кстати, если один поменял батарею на более мощную, то у другого станет прохладней. И наоборот.
- самостоятельно меняют приборы отопления на более дешевые и низкого качества, которые не выдерживают нормального расчетного давления. И как следствие - авария с разрывом.
- присоединяют лоджию к комнате, не вынося прибор отопления на лоджию, которую и плохо утепляют, а если и утепляют, то это уже дополнительная, непредусмотренная тепловая нагрузка на все здание.
Я много лет наблюдаю за всей этой системой теплоснабжения и эксплуатирования домов и зданий, вижу проблемы. А потому пришла к выводу: надо проектировать, монтировать и строить на совесть. А еще - доводить до населения, что пользоваться внутренними системами нужно вдумчиво и бережно.