Вместе с Кобейном и Ленноном
[i][b]Вместе с Кобейном и Ленноном[/i]Скирюк Д. Другой rock-and-roll: эссе.СПб.: Азбука-классика, 2008. – 368 с.[/b]Новая книга Дмитрия Скирюка, автора романа “Блюз черной собаки” и тетралогии “Жуга”, посвящена западной поп- и рок-музыке последних десятилетий.Впрочем, это сложно назвать неожиданностью. Ведь Скирюк начинал карьеру в качестве рок-журналиста.В новой книге Скирюк пытается рассмотреть творчество самых разных музыкантов и групп, от Мадонны до Бьорк, от The Beatles до “Нирваны”. Если раньше каждый альбом любимой группы воспринимался как событие мирового масштаба, то в нынешнем ритме цифрового засилия и Интернета и послушать-то зачастую некогда хотя бы одну песню с нового альбома. И это примета времени. Мы почти перестали воспринимать рок-музыку как часть искусства. Это обыденность, товар, который мы примеряем в зависимости от погоды и настроения, цены и престижности. А что скрывается за глянцем обложек дисков? Ход, который выбрал Скирюк, довольно банален. Он размышляет о состоянии музыки через призму собственной жизни. Но книга от этого хуже не становится. Она приобретает особый привкус сопричастности и аромат меняющейся эпохи, сдобренной портвейном в подворотнях и заигранным до предела диском.Конечно, можно упрекнуть Скирюка, что он излагает общеизвестные факты биографий Моррисона, Кейва, Кобейна и при этом говорит о них так, как будто помогал им писать тексты песен и музыку. Но вспомните себя, разве вы сами не спорили с ними в собственной фанатской молодости? Разве вы не превозносили одни песни и плевались от других? И если нет, ваша рокерская молодость прошла зря. Пришло время остановиться и оглянуться. Почему бы не сделать это в компании со Скирюком?[i][b]На грани любви[/i]Шмитт Э-Э. Мечтательница из Остенде. Новеллы.Пер. с франц. Березиной Е., Волевич И., Драницыной Е. и др.СПб.: Азбука-классика, 2009. – 288 [/b]с.Для любителей настоящей литературы писатель, драматург, философ Эрик-Эммануэль Шмитт не нуждается в представлении. Вот и новая книга, несомненно, вызовет большой интерес. Это пять новелл, сочетающих в себе любовную линию с элементами детектива. При этом постоянно ловишь себя на мысли, что сравниваешь Шмитта с Чеховым или Буниным. Настолько по-русскинаписаны эти новеллы.Первая – “Мечтательница из Остенде” – печальная история любви Эммы ван А. “Совершенное преступление” – детективный рассказ с моралью. “Выздоровление”, “Скверное чтение” и “Женщина с букетом” – непростые истории о простых людях.Некоторые критики уже обвинили Шмитта в излишней рафинированности, дескать, он написал книгу для увядших усталых женщин. Но, может быть, это просто непривычный для читателя Шмитт? А его такие вроде бы сверхчувствительные персонажи – это попытка напомнить, в каком черством мире мы живем. И прекрасное рядом, нужно только постараться его заметить.Да, писатель прошел по грани настоящей литературы и бульварного чтива. Но не переступил через нее.