Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Художник Дима ПЖ: «Куклы – это не игрушки»

Общество

Куклы Димы ПЖ ни на что не похожи. И уж меньше всего – на фигурки, которыми любят играть малыши и девчонки-школьницы. Царственно подбоченясь, испытующе глядит на вас ветхозаветный царь-волхв. В немыслимом шпагате рассекает воздух гимнаст-летчик, он же, собственно, и сам аэроплан. И, неведомо как не сваливаясь с циркового колесика, устремляется к близкому финишу спорстменка-овечка, в авторском прочтении оказывающаяся Ангелом-победителем. Сам творец, не избегая называть свои работы куклами, предпочитает говорить о них как об «объектах».[b]– И как же вы, взрослый человек, отец семейства, дошли до такого несерьезного занятия[/b]?– Постепенно. Насколько помню, первых кукол смастерил еще в школе. Тогда это были наивные поделки для кукольного театра младшей сестры, созданные во времена тотального дефицита. Серьезные же работы появились в 1992 году. По жизни я – конформист, поэтому пошел по пути наименьшего сопротивления: решил делать героев литературных произведений. Когда вышел с ними на Старый Арбат, стоявшие там кукольницы (куклами в то время у нас занимались исключительно девушки) доходчиво объяснили мне, насколько это дорогие поделки и каким образом с их помощью можно себя прокормить. Хотя о западном рынке авторских кукол в тогдашней России, по-моему, никто и отдаленного представления не имел…[b]– Вы сказали «кукольницы». А вас, выходит, можно назвать кукольником?[/b]– Можно. Хотя у нас этим словом больше привыкли нарекать актеров кукольного театра, а в последние десятилетия – еще и воров, мастерски впаривающих жертве бумажную «куклу» вместо денег.[b]– Отчего у вас такой странный псевдоним? Эти буквы что-то означают?[/b]– Да, всего лишь мое отчество и фамилию. Но если каждому это объяснять – интрига пропадет. Помните, так же звали персонажа в фильме «Кин-Дза-Дза»?[b]– Конечно. Но тамошний наместник Плюка, по-моему, все же был не ПЖ, а Пэжэ. А один мой приятель, заведя похожую электронную почту, уверяет, что она расшифровывается как «покинутый жених».[/b]– А некоторые острословы вспоминают еще предстательную железу… Видите, какое интересное буквосочетание. А мне того и надо: легче запоминается![b]– Давайте вернемся к вашим куклам. Что за странный господин – длинный, мрачноватый, называется «Город». По-моему, на Москву не очень похож… Вы имели в виду какое-то конкретное поселение?[/b]– Не совсем. Возможно, это город, высеченный в суровых скалах. Или город мертвых… Кроме того, это еще и шкатулка для малюсеньких предметов: если снять голову, внутри обнаруживается полость.[b]– Из каких же материалов вы делаете такую красоту?[/b]– Туловище лучше всего выходит из старого доброго папье-маше. Оно и дешево, и долговечно, и в работе удобно. Лицо лепится из современной разновидности пластика. Наряжен мой «Город» в пропитанный краской текстиль, заранее скроенный и сшитый по фигуре. Наконец, на поясе у него ключи – естественно, от городских ворот.Носит он их на обыкновенной драной тесемке. Вот такой вот «фрукт».[b]– И за какой промежуток времени он вышел из-под ваших пальцев?[/b]– Сколько я работаю над художественным замыслом, определить трудно: это процесс сугубо творческий. Некоторые эскизы могут вылеживаться годами. В целом же за месяц больше одного объекта сделать не получается.[b]– Современный кукольник может позволить себе прожить безбедно?[/b]– Только если не возникает заминок с продажей работ, а это бывает далеко не всегда. На мировом рынке авторских кукол сложились такие правила игры, что деньги платят в первую очередь не за конкретную работу, а за имя. В Москве мои куклы реализуются известной галереей «Вахтановъ», и там я стою от 3 до 8 тысяч долларов за изделие.Впрочем, и на зарубежных аукционах мои объекты уходят примерно за такие же суммы, так что с точки зрения рынка цена эта более чем справедлива. Но авторские куклы – продукт далеко не массового потребления отнюдь не только из-за цены. Многие потенциальные покупатели не решаются нести их в дом: боятся.[b]– Боятся? Чего – мистики?[/b]– В первую очередь того, что куклы, подобные моим, задают вопросы, подчас неудобные. В собственном же доме людям хочется привычного комфорта, а уж выяснения отношений и с людьми хватает. Хотя мистики в куклах тоже навалом. Что до меня, я стараюсь не общаться с коллекционерами – любителями рассказывать подобные истории. Но вот у моей супруги и одновременно коллеги Натальи Побединой в послужном списке был следующий случай. Одну из своих кукол Наташа назвала Марией Антуанеттой – посчитала, что та внешне походит на королеву, казненную на эшафоте. И эта самая Мария Антуанетта очень понравилась на выставке одной американке. Но решение о покупке созрело у той уже после отлета на родину, поэтому куклу Наталье пришлось отправлять почтой. Через некоторое время посылка вернулась: заказчица сообщила, что кукла пришла с отломанной головой, и попросила исправить недостаток.[b]– Случайность.[/b]– Возможно. Но месяц спустя ситуация повторилась в мельчайших подробностях.[b]– Это уже привычка. Переросла ли она в закономерность?[/b]– Проверять не стали: на третий раз жена повезла отремонтированную куклу самостоятельно.[b]– Согласны ли вы с Андреем Макаревичем в том, что куклы так похожи на людей?[/b]– Конечно. Но я бы добавил: на людей еще не рожденных. Вернее, на людей, в которых пока не вдохнули душу.Иногда я почти физически чувствую, как кукла под моим взглядом оживает. Не буквально, конечно, а внутренне. Но это очень тонкие материи, и я не люблю о них распространяться. Не случайно ведь у цыган есть ритуальные куклы – своеобразная разновидность вуду, при помощи которых можно убить. Мне такие даже предлагали делать. Я, естественно, отказался.[b]– На кого в таком случае похож вот этот подозрительный тип в калошах?[/b]– В принципе, он похож на собирательный образ японца. Но зовут его Чебурген. Пока еще наукой не установлено, то ли это состарившийся Чебурашка (ведь его возраст уже солиден!), то ли взрослый сын Крокодила Гены и Чебурашки.[b]– Сын?! Ну вы даете![/b]– Напрасно иронизируете. Ведь ни в мультфильме, ни в книгах Эдуарда Успенского не сказано определенно, что существо Чебурашка мужского пола.[b]Досье «ВМ»[/b][i]Дима ПЖ (Дмитрий Журилкин) – выпускник Московской школы художественных ремесел. Профессионально занимается куклами более 10 лет. Его работы находятся в частных коллекциях России, США, Швейцарии, Италии. Лауреат нескольких всероссийских форумов авторских кукол. В декабре прошлого года стал призером XI Московской международной выставки художественных кукол, завоевав награду «Серебряная звезда».[/i][b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ[i]У вас была в детстве любимая кукла?[/i]Татьяна ПОРТНОВА, депутат Мосгордумы:[/b][i]– Были две любимые куклы. Одна – в 10-летнем возрасте. По размеру она была как новорожденный ребенок с соской, которая приклеивалась ко рту. Я ее ужасно любила. И была кукла – в 12-летнем возрасте – вырезанная мною из бумаги девочка. Ее можно было одевать в разную одежду из такой же вырезанной бумаги. Я сама рисовала ей платья. И как мне это нравилось, кто бы знал![/i]

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.