Художник Дима ПЖ: «Куклы – это не игрушки»
Куклы Димы ПЖ ни на что не похожи. И уж меньше всего – на фигурки, которыми любят играть малыши и девчонки-школьницы. Царственно подбоченясь, испытующе глядит на вас ветхозаветный царь-волхв. В немыслимом шпагате рассекает воздух гимнаст-летчик, он же, собственно, и сам аэроплан. И, неведомо как не сваливаясь с циркового колесика, устремляется к близкому финишу спорстменка-овечка, в авторском прочтении оказывающаяся Ангелом-победителем. Сам творец, не избегая называть свои работы куклами, предпочитает говорить о них как об «объектах».[b]– И как же вы, взрослый человек, отец семейства, дошли до такого несерьезного занятия[/b]?– Постепенно. Насколько помню, первых кукол смастерил еще в школе. Тогда это были наивные поделки для кукольного театра младшей сестры, созданные во времена тотального дефицита. Серьезные же работы появились в 1992 году. По жизни я – конформист, поэтому пошел по пути наименьшего сопротивления: решил делать героев литературных произведений. Когда вышел с ними на Старый Арбат, стоявшие там кукольницы (куклами в то время у нас занимались исключительно девушки) доходчиво объяснили мне, насколько это дорогие поделки и каким образом с их помощью можно себя прокормить. Хотя о западном рынке авторских кукол в тогдашней России, по-моему, никто и отдаленного представления не имел…[b]– Вы сказали «кукольницы». А вас, выходит, можно назвать кукольником?[/b]– Можно. Хотя у нас этим словом больше привыкли нарекать актеров кукольного театра, а в последние десятилетия – еще и воров, мастерски впаривающих жертве бумажную «куклу» вместо денег.[b]– Отчего у вас такой странный псевдоним? Эти буквы что-то означают?[/b]– Да, всего лишь мое отчество и фамилию. Но если каждому это объяснять – интрига пропадет. Помните, так же звали персонажа в фильме «Кин-Дза-Дза»?[b]– Конечно. Но тамошний наместник Плюка, по-моему, все же был не ПЖ, а Пэжэ. А один мой приятель, заведя похожую электронную почту, уверяет, что она расшифровывается как «покинутый жених».[/b]– А некоторые острословы вспоминают еще предстательную железу… Видите, какое интересное буквосочетание. А мне того и надо: легче запоминается![b]– Давайте вернемся к вашим куклам. Что за странный господин – длинный, мрачноватый, называется «Город». По-моему, на Москву не очень похож… Вы имели в виду какое-то конкретное поселение?[/b]– Не совсем. Возможно, это город, высеченный в суровых скалах. Или город мертвых… Кроме того, это еще и шкатулка для малюсеньких предметов: если снять голову, внутри обнаруживается полость.[b]– Из каких же материалов вы делаете такую красоту?[/b]– Туловище лучше всего выходит из старого доброго папье-маше. Оно и дешево, и долговечно, и в работе удобно. Лицо лепится из современной разновидности пластика. Наряжен мой «Город» в пропитанный краской текстиль, заранее скроенный и сшитый по фигуре. Наконец, на поясе у него ключи – естественно, от городских ворот.Носит он их на обыкновенной драной тесемке. Вот такой вот «фрукт».[b]– И за какой промежуток времени он вышел из-под ваших пальцев?[/b]– Сколько я работаю над художественным замыслом, определить трудно: это процесс сугубо творческий. Некоторые эскизы могут вылеживаться годами. В целом же за месяц больше одного объекта сделать не получается.[b]– Современный кукольник может позволить себе прожить безбедно?[/b]– Только если не возникает заминок с продажей работ, а это бывает далеко не всегда. На мировом рынке авторских кукол сложились такие правила игры, что деньги платят в первую очередь не за конкретную работу, а за имя. В Москве мои куклы реализуются известной галереей «Вахтановъ», и там я стою от 3 до 8 тысяч долларов за изделие.Впрочем, и на зарубежных аукционах мои объекты уходят примерно за такие же суммы, так что с точки зрения рынка цена эта более чем справедлива. Но авторские куклы – продукт далеко не массового потребления отнюдь не только из-за цены. Многие потенциальные покупатели не решаются нести их в дом: боятся.[b]– Боятся? Чего – мистики?[/b]– В первую очередь того, что куклы, подобные моим, задают вопросы, подчас неудобные. В собственном же доме людям хочется привычного комфорта, а уж выяснения отношений и с людьми хватает. Хотя мистики в куклах тоже навалом. Что до меня, я стараюсь не общаться с коллекционерами – любителями рассказывать подобные истории. Но вот у моей супруги и одновременно коллеги Натальи Побединой в послужном списке был следующий случай. Одну из своих кукол Наташа назвала Марией Антуанеттой – посчитала, что та внешне походит на королеву, казненную на эшафоте. И эта самая Мария Антуанетта очень понравилась на выставке одной американке. Но решение о покупке созрело у той уже после отлета на родину, поэтому куклу Наталье пришлось отправлять почтой. Через некоторое время посылка вернулась: заказчица сообщила, что кукла пришла с отломанной головой, и попросила исправить недостаток.[b]– Случайность.[/b]– Возможно. Но месяц спустя ситуация повторилась в мельчайших подробностях.[b]– Это уже привычка. Переросла ли она в закономерность?[/b]– Проверять не стали: на третий раз жена повезла отремонтированную куклу самостоятельно.[b]– Согласны ли вы с Андреем Макаревичем в том, что куклы так похожи на людей?[/b]– Конечно. Но я бы добавил: на людей еще не рожденных. Вернее, на людей, в которых пока не вдохнули душу.Иногда я почти физически чувствую, как кукла под моим взглядом оживает. Не буквально, конечно, а внутренне. Но это очень тонкие материи, и я не люблю о них распространяться. Не случайно ведь у цыган есть ритуальные куклы – своеобразная разновидность вуду, при помощи которых можно убить. Мне такие даже предлагали делать. Я, естественно, отказался.[b]– На кого в таком случае похож вот этот подозрительный тип в калошах?[/b]– В принципе, он похож на собирательный образ японца. Но зовут его Чебурген. Пока еще наукой не установлено, то ли это состарившийся Чебурашка (ведь его возраст уже солиден!), то ли взрослый сын Крокодила Гены и Чебурашки.[b]– Сын?! Ну вы даете![/b]– Напрасно иронизируете. Ведь ни в мультфильме, ни в книгах Эдуарда Успенского не сказано определенно, что существо Чебурашка мужского пола.[b]Досье «ВМ»[/b][i]Дима ПЖ (Дмитрий Журилкин) – выпускник Московской школы художественных ремесел. Профессионально занимается куклами более 10 лет. Его работы находятся в частных коллекциях России, США, Швейцарии, Италии. Лауреат нескольких всероссийских форумов авторских кукол. В декабре прошлого года стал призером XI Московской международной выставки художественных кукол, завоевав награду «Серебряная звезда».[/i][b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ[i]У вас была в детстве любимая кукла?[/i]Татьяна ПОРТНОВА, депутат Мосгордумы:[/b][i]– Были две любимые куклы. Одна – в 10-летнем возрасте. По размеру она была как новорожденный ребенок с соской, которая приклеивалась ко рту. Я ее ужасно любила. И была кукла – в 12-летнем возрасте – вырезанная мною из бумаги девочка. Ее можно было одевать в разную одежду из такой же вырезанной бумаги. Я сама рисовала ей платья. И как мне это нравилось, кто бы знал![/i]