Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Балетная «Чайка» вернулась в Москву

Развлечения
Балетная «Чайка» вернулась в Москву
Лейтмотивом балета, ставшим его заглавием, является чайка — символ внутренней свободы, которая проходит через весь спектакль то в виде белой птицы / Фото: предоставлено пресс-службой Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Афишу Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, который отмечает свой 100-летний юбилей, разнообразил возобновленный балет Джона Ноймайера «Чайка», но уже с новым составом исполнителей.

Ноймайер — один из немногих современных хореографов, кто ставит сюжетные балеты-спектакли, и единственный, кто выступает сразу во всех постановочных ипостасях, кроме композитора.

Как бы ни оценивать спектакли Ноймайера, вызывающие восхищение, споры, а порой и неприятие, в его постановках всегда есть яркое творческое начало, живая, ищущая мысль, стремление к воплощению острых проблем современного мира, как и художественное новаторство, композиционно-пластическая изобретательность, утонченная чувственность.

Высветив по крайней мере две важные темы бытия — взаимосвязь искусства и любви, противодействия старого и нового в искусстве, истинного и мнимого, Ноймайер, для которого главный источник вдохновения, толчок для фантазии заключены в слове, представил в «Чайке» историю о любви и театре, только, в отличие от Чехова, театре балетном. А еще проблему упущенных возможностей в творчестве и личной жизни художника. Получился балет о балете, который благодаря чувственной природе жанра приподнял завесу тайны над одной из самых «загадочных» пьес современности.

Лейтмотивом балета, ставшим его заглавием, является чайка — символ внутренней свободы, которая проходит через весь спектакль то в виде белой птицы, вырезанной Костей из бумаги, то в виде пластических образов, то виде рук-крыльев.

В многонаселенном спектакле Ноймайера (этим отличается большинство его постановок) есть пейзаж с видом на озеро (картина Левитана «Хмурое утро»), много балетных и личностных подтекстов, а для посвященных — ассоциаций и аллюзий, много действия, содержательных дуэтов, «пуды любви» и еще больше нелюбви. Тягостное, ненужное стремление учителя Медведенко к Маше, Маши к Косте Треплеву, Машиной мамы к доктору Дорну, Кости к Нине Заречной, Нины к столичному хореографу Тригорину…

Короткий дуэт счастья Нины и Кости (Анна Окунева и Максим Севагин), поставленный Ноймайером в самом начале спектакля, сменяется многими сценами несчастливой любви. При этом Ноймайер умело направляет внимание зрителей на внутренний мир героев, на их настроения и характеры, а не на их достаточно зрелый по Чехову возраст (Полина, Сорин).

Балетмейстер проявляет присущую ему изобретательность, воплощая в хореографических портретах героев целые балетные эпохи. Модернистскую танцевальную пьесу новатора Треплева «Душа Чайки» под современную дробь ударников Эвелин Гленни и танцы его мечты сменяет представление Театра ревю, в котором Нина, устремившаяся в столицу вслед за Тригориным, танцует в кордебалете. Диссонансом треплевской «Чайке» и знаком заката балетной эпохи Императорского театра выглядит балет Тригорина «Смерть Чайки», в котором прима Аркадина (Ольга Сизых) выступает в роли Принцессы Чаек, а сам Тригорин (Александр Селезнев) исполняет Охотника.

Особым, но не обособленным миром балета является, как это почти всегда бывает в спектаклях Ноймайера, музыка, основу которой на этот раз составили произведения Дмитрия Шостаковича. От веселой сюиты из оперетты «Москва, Черемушки» в сцене Театра ревю до последней симфонии композитора — Пятнадцатой, в которой «удивительная концепция: от баловства в музыке, шутки — к постижению самых сокровенных тайн мироздания».

Ноймайер не иллюстрирует знаменитую пьесу Чехова, а, вдохновленный ею, создает собственный балетный спектакль, в котором сохранены тайна и дух мхатовской «Чайки». В нем больше многоточий, чем точек, и в этом, по-моему, тоже заслуга хореографа, который дает нам пищу для души и разума.

Шквал аплодисментов в конце спектакля — достойная награда его создателю и исполнителям за талант и мастерство.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.