Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Вера Васильева: хочу играть

Общество
Вера Васильева: хочу играть
Артистка театра Вера Кузьминична Васильева / Фото: Наталия Нечаева «Вечерняя Москва»
Верность сцене московского театра сатиры Вера Васильева хранит вот уже семь десятков лет. На ней в премьерном спектакле «Вера» актриса отметила и свое 93-летие

Беседуя с обозревателем «Вечерки», Вера Кузьминична вспоминает о своем детстве, рассказывает о любимых театральных работах, о том, как начиналась ее карьера в кинематографе, и, конечно, о любви.

— Вера Кузьминична, вы родились и всю жизнь прожили в Москве. Вам довелось узнать, что такое «коммунальный рай»?

— Беседуя с обозревателем «Вечерки», Вера Кузьминична вспоминает о своем детстве, рассказывает о любимых театральных работах, о том, как начиналась ее карьера в кинематографе, и, конечно, о любви.Конечно. Я родилась около Чистых прудов, в Гусятниковом переулке, близ Мясницкой улицы. У меня было две старшие сестры — Валя и Тоня, а спустя 14 лет после меня на радость всем появился братишка Васенька. Наша коммуналка располагалась в двухэтажном доме, в каждой комнате жили удивительные люди, похожие на героев рассказов Зощенко. Например, старушка Мария Ионовна, благородная на вид, «из бывших», но какая-то замученная, с черными кругами под глазами. Она быстро что-то варила на керосинке, ни с кем ни о чем не говорила и сразу же исчезала в своей темной комнате. Если бы мне сейчас выпало сыграть женщину, напуганную революцией, я бы прежде всего вспомнила ее. Удобств у нас не было, отапливались комнаты печками, дрова пилили прямо на кухне. И был подпол, где наша семья хранила заготовленную летом картошку и кадки нашинкованной капусты — главная еда того времени. Шли 30-е годы.

— А помните ли вы первое свое потрясение от театра?

— Первый раз я попала в Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко на «Царскую невесту» и была покорена этим сказочным миром. Придя домой, залезла под стол, подняла, как в шатре, скатерть и запела нечто похожее на оперу. С тех пор, оставаясь одна, я надевала самодельные костюмы, украшала голову бумажными коронами, шляпами и пела. А так как жили мы на первом этаже, то с улицы меня хорошо было видно. И во дворе я получила прозвище Шаляпин, думая, что меня дразнят так из-за шляп. Кумирами и богинями в то время для меня были великие Андровская, Еланская, Бабанова. И совершенно неземная Алла Тарасова, которая бросалась под поезд в только что поставленной Немировичем-Данченко «Анне Карениной». Завороженная, покоренная, очарованная театром, я хотела работать только в нем. Но скромная жизнь с монотонными, однообразными заботами о хлебе насущном одновременно рождала мысль: «У меня-то ничего похожего не будет». И в двенадцать лет в отчаянии из-за этих мыслей я совершила глупость, чуть не стоившую мне жизни: взяла бритву и резанула ею дважды по руке... Поняв, что следы надо как-то скрыть, я руку замотала и никому нечего не сказала. Но еще лет сорок на ней оставались шрамы.

— Каким вам вспоминается начало войны в Москве?

— Нашу семью разметало по разным концам страны. Мама с двухгодовалым братом была эвакуирована в башкирскую деревню, старшая сестра Валентина, медик, направлена в больницу Киргизию. Никогда не забуду страшный день прощания с другой моей сестрой — Тошенькой. Это было 16 октября, немцы подошли близко к Москве. В городе царили паника и ощущение, что немцы вот-вот войдут в город. Учреждения срочно эвакуировали: улицы были полны автобусами, машинами. Я прибежала к месту работы Тошеньки, мы обнялись и тут же раздался крик: «Скорей!» Их машина тронулась, а я побрела под дождем домой, рыдала в голос. Я оставила школу и, чтобы получить рабочую карточку, поступила к отцу на завод, работала там фрезеровщицей. Получив по карточке мыло, ходила в подмосковные деревни менять его на мороженую картошку...

— В 1943-м вы поступили в Московское городское театральное училище, а потом оказались в кино, замеченной самим Пырьевым...

— Я решила попытать счастья в театральном и прошла! Однажды в раздевалке у зеркала я примеряла капор и увидела, что на меня пристально смотрит женщина. Одета я была в бедное пальтишко, туфли на низком каблуке. Ассистентка Ивана Александровича Пырьева, который собирался снимать «Сказание о земле Сибирской», пригласила меня на пробы. Пырьеву нужна была молоденькая девушка, наивная, «кровь с молоком». На «Мосфильм» я явилась в лучшем платье своей сестры из синего креп-сатина и на каблуках, одолженных у второй сестры, на которых ходить не умела. На голове вместо косичек я соорудила стоящую дыбом копну кудрей, вьющихся мелким бесом. Пырьеву я решительно не понравилась. Он заставил меня расчесать волосы, надеть костюм Настеньки. А потом скомкал узлами два чулка и решительно засунул их в мое декольте, соорудив пышную грудь, которой у меня не было: «Ну, теперь, кажется, все в порядке».

— Картина вышла на экраны в 1948 -м, и группа была представлена к Сталинской премии. Каково это стать ее лауреатом, будучи еще студенткой?

— Я к премии представлена не была, но мне потом рассказали, что Сталин, посмотревший фильм, спросил: «А где нашли эту прелесть?» И меня тут же включили в список. К обрушившейся славе я готова не была и всячески тушевалась.

— После такой награды вас должны были засыпать новыми сценариями, но этого почему-то не произошло?

— Возможно, виной тому оказалась одна история. Уже после премьеры мне сообщили, что меня ждет на разговор в гостинице «Москва» Иван Александрович. Окрыленная надеждой, фантазируя, что он собирается снимать новый фильм и я там получу роль, побежала на встречу. Вошла, Пырьев явно волновался, а потом сел на диванчик и спросил: «Счастлива? А как ты меня отблагодаришь?» И привлек меня к себе. Я стала с ним бороться. Как настоящая деревенская девка. В итоге он, рассердившись, обронил: «Больше ты в кино сниматься не будешь!» А он был директором «Мосфильма».

Я не знаю, сдержал ли он свое обещание или просто режиссеры не видели меня в других ролях... Несмотря на эту историю, ничего, кроме огромного чувства благодарности и восхищения его талантом, я к Пырьеву никогда не испытывала.

Вера Васильева: хочу играть С Борисом Андреевым (Яша Бурмак) в фильме «Сказание о земле Сибирской» / кадр из фильма «Сказание о земле Сибирской»

— И вы отправились показываться в Театр сатиры?

— Да. Я показалась и была принята в Театр сатиры на роль Лизоньки Синичкиной в водевиле «Лев Гурыч Синичкин», где первый раз запела! Известный театр, чудесная роль, и для меня, как и для моей героини, сбылись мечты о сцене. Я всегда считала Театр сатиры своим родным домом, никогда не видела там от людей зла. И в те годы ни разу не почувствовала коварства, зависти, интриг, о которых всегда предупреждают молодых актеров. На этой сцене мне предстояло работать с большими артистами — Георгием Менглетом, Анатолием Папановым, Андреем Мироновым, Спартаком Мишулиным, Ольгой Аросевой, Александром Ширвиндтом, Михаилом Державиным и многими другими замечательными артистами и режиссерами.

— И именно в театре вы встретили свою первую любовь?

— В труппе появился режиссер Борис Равенских — стремительный, страстный, талантливый, загадочный. Шел 1949 год, он ставил спектакль «Свадьба с приданым». Репетиции проходили на едином дыхании. Борис Иванович обрушил на нас такое знание деревенской жизни, такую любовь к русской природе, песне, старинным обрядам... Мы не отходили от него, постоянно хохотали, а вечерами все вместе шли его провожать до общежития на Трифоновке, где он проживал с женой. Это была изумительная актриса Лидия Гриценко. Однажды он пришел к нам в гости, очень понравился моей маме, она угощала его жареной картошкой и треской, а он нахваливал! И когда я пошла его провожать до ворот, он вдруг меня по-настоящему поцеловал. Дальше все понеслось, как в безумном, сумасшедшем вихре... Премьера состоялась в марте 1950 года. Это был триумфальный успех!

Спектакль был удостоен Сталинской премии, экранизирован. В двадцать пять лет я получила свою вторую премию. Но шли годы, Борису Ивановичу предстояло возглавить Малый театр, где он ставил «Власть тьмы» Толстого. Борис Иванович со временем расстался с женой, но радости мне это не принесло. Иногда ночью, часа в два, когда все жильцы квартиры крепко спали, он мне звонил. Я босиком бежала по коридору, шепотом, дрожа от холода, отвечала на вопрос: «Не спишь?» — «Не сплю, жду звонка». Но в день премьеры его спектакля «Власть тьмы» он сказал, чтобы я не приходила. Конечно, я не пошла, прождала звонка всю ночь, но его так и не последовало... А когда утром на следующий день я уехала к маме на Чистые пруды, то туда приехал Володя Ушаков (исполнитель роли Максима в спектакле «Свадьба с приданым». — «ВМ»), точно чувствующий мое отчаяние, и спросил, как спрашивал уже много раз, соглашусь ли я быть его женой. Я ответила: «Согласна».

— Вы не пожалели об этом решении впоследствии?

— Я не пожалела ни разу за 56 лет, которые мы прожили с Володей. Про Бориса Ивановича он говорил: «Он гений, тебе с ним было бы непросто».

— Сегодня вы заняты в пяти спектаклях. Особенно меня потрясает, как легко вы прыгаете по сцене на высоких каблуках в «Роковом влечении» в роли голливудской кинодивы Ирмы Гарленд?

— Этот спектакль — подарок к моему 90-летию. Я сейчас играю не так часто, но расстаться со сценой было бы слишком тяжело: мне есть чем делиться, я хочу играть! Счастье, что у нас в театре есть такой руководитель, как Александр Ширвиндт, благодаря которому в актерском смысле я имею очень многое, и не я одна. «Мольер», где я играла жену главного героя, «Орнифль», где играла Графиню — я наслаждаюсь этой работой. Мне посчастливилось играть в режиссерской работе Юрия Васильева «Однажды в Париже» в театре «Модернъ». Александр Ширвиндт пригласил Романа Виктюка на «Реквием по Радамесу». Моими партнершами там были две роскошные актрисы — Ольга Аросева и Елена Образцова.

Это был подарок судьбы! Как и звонок Элины Быстрицкой с просьбой сыграть в Малом театре Графиню в «Пиковой даме» режиссера Андрея Житинкина. Спектакль взяли к юбилею Быстрицкой, но в момент выпуска она заболела и попросила меня ее заменить. Я никогда не мечтала о «Пиковой даме», всю жизнь думая, что это не моя роль, что я не роковая женщина. Забывая, что мне в реальности на десять лет больше, чем моей героине, я мучилась тем, что мне не поверят. В итоге я стала сморкаться, кряхтеть, сопеть, всем своим видом говоря, что «и вы будете такими же».

— Спектакль «Вера» — очень откровенный, требующий от актрисы определенной смелости...

— Размышляя о своей жизни, я решилась выйти на сцену в «Вере». Мне всегда хотелось рассказать о трудностях и радостях актерской профессии. Это моя исповедь и благодарность тем ролям, которые помогали мне жить. И людям, которые дарили мне и любовь, и боль.

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.