Андрей Бочкарев: Строим самое длинное кольцо метро
В ближайшие недели на карте столичной подземки появится «Савеловская» Большого кольца. Строительство этой и других станций новой линии стало настоящим испытанием для строителей. Каким именно, в интервью «ВМ» рассказал руководитель Департамента строительства города Андрей Бочкарев.
Скорое открытие
— Андрей Юрьевич, в Москве реализуется мегапроект — Большая кольцевая линия, строительство которой разбито на этапы. Какой части новой ветки уделяется сейчас максимальное внимание?
— Новое подземное кольцо в Москве — это действительно огромный проект, аналоги которого еще стоит поискать. Сегодня самая протяженная кольцевая линия метро в мире находится в Пекине, однако мы рассчитываем обогнать китайскую столицу. В азиатском мегаполисе это 57 километров, мы построим почти 70. Если говорить о том, где задействованы люди и техника, то на сегодняшний день на всех участках Большой кольцевой линии мы приступили к строительно-монтажным работам, либо к подготовительному этапу: установке ограждающих конструкций и обустройству стройплощадок. На западном, южном, юго-западном и на северо-восточном участках Большого кольца ведутся земляные работы — производится выемка грунта из котлованов. На перечисленных участках начата проходка перегонных тоннелей. Полным ходом возводятся основные конструкции станции «Лефортово» северо-восточного участка.
На востоке города, где также строится новая линия, идет освоение строительных площадок. Таким образом, мы можем смело утверждать, что вся линия охвачена нашим внимание, и запускать ее будем несколькими участками. Открытие станций ожидается каждый год.
— Пять станций новой линии с февраля принимают пассажиров. В ближайшие месяцы должна заработать шестая — «Савеловская» Большой кольцевой линии. Какие работы остались на станции?
— Ее возведение началось в марте 2012 года. Оно осложнялось тем, что территории здесь хорошо освоены, по ним проходит большое количество коммуникаций. Станция расположена под площадью Савеловского вокзала, вдоль Третьего транспортного кольца. Представьте, какие здесь пассажиропотоки: ежедневно 45 тысяч человек проходят через этот транспортный узел.
Совсем скоро Большое кольцо будет иметь еще одну пересадку — на Серпуховско-Тимирязевскую линию. Важно понимать, что «Савеловская» — это одна из самых сложных в строительстве станций Большого кольца. Она расположена на глубине свыше 65 метров.
Это все равно что опуститься под землю на глубину 20 этажей и построить там здание. Однако в выбранном методе есть и свои преимущества. Такое залегание позволяет строителям вести работы в плотной городской застройке и не доставлять особых неудобств горожанам, которые обычно связаны со стройкой. Проходка перегонных тоннелей протяженностью 1,9 километра от станции «Петровский парк» в сторону «Савеловской», а также основные строительные работы завершены. Сейчас строители заняты отделочными работами, а также пусконаладкой эскалаторов, инженерных систем. В завершающей стадии находится сооружение служебной соединительной ветки с Серпуховско-Тимирязевской линией. Уже в ближайшее время станция заработает, она станет удобной для горожан. Два подземных вестибюля выведут пассажиров на обе стороны Бутырской улицы, к Савеловскому вокзалу и остановкам наземного транспорта.
— Станция будет как-то выделяться по своему оформлению среди других подземных новостроек?
— Поскольку на «Савеловской» Большого кольца можно будет пересесть на одноименную станцию серой линии метро, в оформлении преобладает серая гамма. Элементами декора стали чугунные тюбинги под стеклом. Мы приняли такое решение, чтобы рассказать людям о том, с каким трудом строители на глубине 65 метров под землей, через шахту, заносили эти чугунные тюбинги весом каждый больше тонны.
Они помещены под стекло. Подобных строек сейчас в городе еще только две — на «Ржевской» и на «Шереметьевской», глубина их заложения более 70 метров.
— Вы говорили, что «Савеловская» станет крупным транспортно-пересадочным узлом. За счет чего?
— На Савеловский вокзал ежедневно прибывают пассажиры из Лобни, Дмитрова, Дубны, Савелова, Можайска, Звенигорода. Серой линии метро достаточно тяжело справляться с таким пассажиропотоком. Новый узел обеспечит пересадку между двумя линиями метро, наземным транспортом и электричками Савеловского вокзала. Кстати, именно здесь обустроят остановку для первого направления Московских центральных диаметров — от Лобни до Одинцова. Ожидается, что этим современным хабом будут пользоваться около 300 тысяч человек в сутки.
— А когда можно ждать запуска этого центрального диаметра?
— К концу 2019 — началу 2020 года на первом Московском центральном диаметре планируется запустить поезда с сокращенными интервалами движения. Хотя первые поезда Московских центральных диаметров начнут тестировать раньше, их будут обкатывать по выделенным ночным маршрутам без пассажиров. По Московским центральным диаметрам будут ходить новые поезда городского типа «Иволга». График работы Московских центральных диаметров будет как в метро — с 5:30 до 1:00.
Строить на глубине
— Андрей Юрьевич, давайте вернемся к теме Большого кольца метро. Какой участок станет следующим введенным в эксплуатацию?
— В следующем году планируем открыть часть северо-восточного участка Большого кольца от «Авиамоторной» до «Лефортова». К этому участку будет примыкать новая Некрасовская линия метрополитена, которую мы запускаем в два этапа.
— Какая часть Большого кольца — самая сложная для строителей?
— Наиболее трудоемкими для метростроителей являются станции глубокого заложения. На Большой кольцевой линии таких станцией будет три, помимо уже упомянутой «Савеловской», это станции «Ржевская» и «Шереметьевская». Они входят в состав северо-восточного отрезка. Традиционно в этом районе Москвы высокий водоприток в грунтах. Но у наших метростроителей огромный опыт работ в подобных условиях, и я не сомневаюсь в том, что с поставленной задачей они справятся.
— Мы уже начали говорить о Некрасовской линии, как она будет интегрирована в городскую транспортную сеть?
— Некрасовская линия будет связана со строящейся Большой кольцевой линией, Московским центральным кольцом, а также радиальными направлениями железных дорог. Таким образом, мы не только интегрируем в сеть московского метро районы, не имеющие сегодня своих станций, но и уменьшим пассажиропоток на самой загруженной на сегодняшний день ветке — Таганско-Краснопресненской.
— Линия будет длинной?
— Да, розовая линия будет достаточно протяженной. Ее длина превысит 15 километров, на ней расположатся восемь станций. Она пройдет от микрорайона Некрасовка через районы Косино-Ухтомский, Выхино-Жулебино, Рязанский и Нижегородский. Линия улучшит транспортное обслуживание 800 тысяч жителей юго-востока столицы и примыкающей части Московской области. Большое дело — ввести столь необходимую часть городской подземки для москвичей.
Подземка идет в Новую Москву
— В следующем году откроется новый участок Сокольнической линии от станции «Саларьево» до станции «Столбово». Как там идут работы?
— Строительство участка на территории Новой Москвы находится на завершающей стадии, основные строительно-монтажные работы мы выполним в этом году, а в апреле-мае следующего года по линии поедут составы с пассажирами. На участке «Саларьево» — «Столбово» расположены четыре станции.
Сейчас на участке выполняется строительство вестибюлей, идут архитектурно-отделочные работы, укладывается верхнее строение путей.
— Каковы планы по метро по вводу новых участков с 2020 по 2023 годы?
— С 2020 по 2023 года мы планируем ввести около 35 станций метро. Будут достроены все участки Большого кольца, продлена Люблинско-Дмитровская линия до поселка Северный.
— Андрей Юрьевич, а когда можно будет до «Внукова» на метро доехать?
— К 2023 году ветку метро планируется протянуть до аэропорта «Внуково». Проект трассировки участка длиной 5,2 километра утвердят уже в следующем году. Планируется продлить Солнцевский радиус еще на две станции: «Пыхтино» и «Внуково» с выходом к аэропорту вдоль Центральной улицы.
Перспектива развития
— А в Новой Москве какие планы, помимо продления Сокольнической ветки?
— На присоединенные территории придет новая линия метро с десятью станциями — Коммунарская. Ее общая протяженность составит около 22 километров. Построим ее в два этапа: от станции «Севастопольский проспект» до «Улицы Новаторов» и от «Улицы Новаторов» до «Столбова». Работы планируется завершить ориентировочно в 2023 году. На первом отрезке Коммунарской линии появятся три станций: «Севастопольский проспект», «Академическая», «Улица Строителей». На втором участке будут расположены семь станций: «Улица Новаторов», «Университет Дружбы народов», «Улица Генерала Тюленева», «Славянский мир», «Мамыри», «Коммунарка», «Столбово». Затем радиус планируется продлить до Троицка.
— Есть планы, уходящие за 2023 год. В частности, как-то шла речь о строительстве Бирюлевской линии метро.
— Действительно, сейчас прорабатываются проекты, реализация которых начнется после 2023 года. Например, Рублево-Архангельской линия, а также перспективная Бирюлевская линия.
Протянуть Бирюлевскую линию могут от станции «Кленовый бульвар» Большой кольцевой линии до Бирюлева. Трассировка пока разрабатывается, и, вероятно, новая линия выйдет за МКАД, после чего дойдет до Щербинки, расположенной в Новой Москве.
Дорожные рекорды
— Говоря о транспортном развитии столицы, невозможно обойти стороной тему дорог. Какие ключевые магистрали будут сданы в этом году?
— В этом году мы уже значительно перевыполнили план по вводу объектов улично-дорожной сети. Мы планировали сдать 94,5 километра дорог, 26 искусственных сооружений и 15 внеуличных пешеходных переходов. В настоящее время завершено строительство 98,5 километра дорог, 53 единиц искусственных сооружений и 17 внеуличных пешеходных переходов.
Среди приоритетных объектов можно отметить участок Северо-Западной хорды, включая улицы Крылатская, Ярцевская, Боженко, Кубинка с выходом на Можайское шоссе. Еще три участка Северо-Восточной хорды вскоре станут доступны для автомобилистов: это участок от улицы Фестивальная до Дмитровского шоссе, от шоссе Энтузиастов до Московской кольцевой автодороги, эстакада основного хода на участке хорды от Щелковского до Открытого шоссе.
Еще один масштабный объект, который реализуется в городе, — это дорога Солнцево — Бутово — Видное. Автомобилисты могут проехать по участку от Боровского до Киевского шоссе.
— Когда завершится строительство хорд и рокады?
— На Северо-Западной хорде у нас сейчас в строительстве балочный мост через Карамышевское спрямление, планируем завершить его в следующем году. Остальные участки хорды уже построены. На Северо-Восточной хорде в настоящее время продолжается строительство участка от Открытого шоссе до Лосиноостровской улицы. Работы ведутся по проекту строительства участка Северо-Восточной хорды от Щелковского до Открытого шоссе. Кроме того, ведутся проектно-изыскательские работы по участку от Открытого до Ярославского шоссе и от Ярославского до Дмитровского шоссе. К строительству приступим, скорее всего, в начале следующего года.
Что касается Южной рокады, то здесь многие участки находятся в проектировании, их строительство планируется завершить до 2022 года.