Закупаемся к празднику. Как изменятся цены на продукты
Оливье, бутерброды с икрой, бутылочка игристого — новогодний стол нередко влетает в копеечку. «ВМ» выяснила, стоит ли закупаться заранее и как изменятся цены на продукты.
В условиях рыночной экономики главный постулат ценообразования — спрос рождает предложение. А значит, накручивать стоимость продуктов продавцы должны уже сейчас. Впрочем, далеко не все столь однозначно.
— Большинство категорий продовольствия будет продаваться по стабильной цене даже накануне праздников, — утверждает исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. — И поставщики, и ретейл в предновогодний период зарабатывают не на ценах, а на объемах продаж, которые, что очевидно, многократно растут. Может незначительно повыситься стоимость продуктов с небольшим сроком хранения, которые невозможно закупить впрок: куриные яйца, огурцы, помидоры. Чуть-чуть прибавят товары с ограниченным предложением на рынке. Но вряд ли это кто-то заметит.
Особняком стоят продукты питания, чья стоимость сама по себе высока. Поскольку многие покупают деликатесы исключительно по праздникам, продавцы вряд ли смогут устоять перед соблазном заработать на повышенном внимании потребителей.
— Красная и черная икра, семга, осетрина на 50–100 рублей, но все-таки прибавят в цене, — считает генеральный директор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин. — Процент зависит от степени жадности торговых сетей и бизнеса в целом. К сожалению, в этой сфере стоимость товаров практически никак не регулируется. С другой стороны, перед Новым годом начинаются распродажи, пусть это и касается в основном промышленных товаров, косметики и парфюмерии.
Зато в плане алкоголя москвичи точно могут быть спокойными: руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз прогнозирует не просто сохранение действующих цен на вино и шампанское, но даже их вероятное понижение.
— Задача — продать как можно больше, — объясняет Дробиз. — К тому же все цены, которые могли подняться, выросли еще летом. Кое-кто говорил, что игристые шампанские вина за год вырастут на десять процентов… Так это уже произошло! Никакого дополнительного роста цен перед Новым годом не будет точно, сразу после праздников — тоже. Правда, стоит вспомнить, что с 1 января минимальная розничная цена на водку повысится, но столь незначительно, что никто и не заметит.
Большая часть финансовых экспертов сходятся на том, что накрыть по-настоящему праздничный стол на одну семью реально за четыре-пять тысяч рублей. Так, килограмм мандаринов сейчас стоит около 90 рублей, банка лососевой икры — примерно 259 рублей, утка весом от двух до трех килограмм — около 500 рублей. Что касается салатных и закусочных продуктов, десяток яиц обойдется в среднем 50 рублей, банка кукурузы — 49 рублей, консервированный горошек — 43 рубля, огурцы — 24 рубля за штуку, желтый сладкий перец — 230 рублей за килограмм.
— Лучше планировать доходы и расходы сразу и по возможности совершать покупки заранее, — рекомендует финансовый эксперт Алексей Герасимов. — Покупать нужно ровно столько, сколько вы можете себе позволить. Бутылка шампанского не стоит того, чтобы влезать в долги. Плюс в больших магазинах на окраине Москвы при оптовой закупке цена будет ниже. Ретейл вообще редко повышает стоимость товаров. А вот брать продукты в «магазинах возле дома» не стоит, у них всегда получается несколько дороже.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Горкин
Исполнительный директор Национального союза производителей плодов и овощей
— В декабре этого года цены на мандарины будут ниже, чем в декабре прошлого года, на 20 процентов. Связана тенденция с тем, что в текущем сезоне в Россию завозится значительно больше этих фруктов. В прошлом году в Абхазии около 50 процентов урожая погибло от вредителей. В этот раз подобного не ожидается.
Зарубежная практика рождественских распродаж будет действовать и в этом году. Нередко накануне праздников по смешным ценам реализуются товары с истекающим сроком годности. Но привлекательная стоимость для потребителей куда важнее.