Десять лет без права на поправки
К таким выводам пришла Счетная палата, решившая проверить, что там происходит на просторах родины с изъятым и арестованным. Как выяснилось, расходы на хранение конфиската (222 миллиона рублей) превысили доходы от его продажи (180 миллионов рублей).
В Росимуществе объяснили перекос отсутствием законодательной базы. Все основные документы, досконально описывающие процедуру круговорота конфиската на российских просторах (например, ключевое «Положение об учете имущества»), не актуальны уже лет десять – аккурат с того дня, когда приказал долго жить Российский фонд федерального имущества, чьи функции были переданы Росимуществу. Причем, правовые трудности, как подчеркивают аудиторы, царствуют на всех стадиях оприходования конфиската – от приема и учета до реализации или уничтожения.
Как все эти десять лет удавалось хоть что-то реализовывать – вопрос, который Росимущество каждый раз решало совместно с Минэкономразвития или другими органами исполнительной власти. В общем, та еще бюрократическая карусель. Которой наверняка объяснят и обнаруженные нарушения в бухучете, когда сотрудники ведомства, например, не проводили оценку того или иного имущества или спустя рукава относились к оприходованию полученного в информационной системе. Кстати, то же самое отсутствие бумажек, видимо, помешало Росимуществу интегрировать эту систему в аналогичные ИС таможни, судебных приставов, прокуратуры, ФСБ и Росрыболовства. Именно они, ненаписанные, судя по всему затуманивали взор сотрудников, когда занижали те стоимость того или иного конфиската, причем, не на копейки и рубли – на тысячи и тысячи. В отчете Счетной палаты, например, фигурирует история с шестью брендовыми наручными часами, которым новосибирские оценщики «навесили» цену в 136 тысяч рублей, а повторная экспертиза подняла ее почти в десять раз - до 1,3 миллиона.
Стоит ли удивляться, что на продажу Росимущество направляло менее 1 процента изъятого. Сколько и куда терялось на ближних и дальних подступах к нему – вопрос. По крайней мере, любой поисковый запрос на тему реализации конфиската открывает в виртуале десятки и сотни ссылок. Какие из них законные, а какие нет, можно только гадать. Но то, что аж за целых десять лет никто не сподобился привести в порядок нормативную документацию, как бы намекает, что не больно в этом и заинтересованы. Ведь многие, в чьих знакомцах присутствуют судебные приставы, таможенники, прокурорские или иные лица, причастные к конфискации и реализации, могут с легкостью припомнить массу занимательных историй про получение по смешным ценам весьма несмешных товаров. Причем, без всяких заморочек с аукционами, нормативной базой и прочей бюрократией.
В общем, аудит Счетной палаты, может, и всколыхнул давнишнюю тему, но изменится ли ситуация? Вряд ли. Слишком уж она мутная. Прямо как та вода, в которой умудряются некоторые ловить искомую рыбу.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции