Рекордная глубина: Александр Кормушин сорок лет строит метро
— Александр Николаевич, что уже сейчас сделано строителями на «Шереметьевской»?
— Возведение этой сложной станции мы начали с создания наклонного хода. Строители уже смонтировали 122 кольца из 185 — основу будущего эскалаторного наклона. Работать над этой частью станции предстоит еще пять месяцев. Потом приступим к перегонным тоннелям, вентиляционным камерам, станционным комплексам. Работы здесь как минимум на три года.
— Да и сама по себе «Шереметьевская» — сложная в строительстве станция.
Это так, она получается одной из самых глубоких. Вторая шахта опущена на 80 метров. «Шереметьевскую» можно будет сравнить с «Парком Победы» Солнцевской линии, которая расположена на такой же глубине.
— Александр Николаевич, московское метро вы строите 40 лет. Какая станция для вас была самой сложной?
— Пожалуй, «Трубная». Работы по ее созданию начались в 1990 году, строительство хотели завершить за два года. Но ряд проблем не позволил ее тогда сдать. В 2000 году стройку заморозили и только спустя пять лет расконсервировали. За это время сменилась команда строителей: кто-то уходил, другие приходили. Наверное, все эти трудности, молодые годы на стройке и хороший результат в итоге позволяют вспоминать «Трубную» как один из ключевых объектов.
— Помните первый рабочий день в Мосметрострое?
— Да, это было 14 марта 1978 года. Я тогда учился в университете, женился и надо было обеспечивать семью. Стипендии, хоть и повышенной, не хватало. Перевелся на вечернее отделение, окончил институт экстерном, а вот в Метрострое остался на 40 лет. Начинал с проходчика на «Бабушкинской», но совмещать учебу и работу оказалось непросто. Пошел в арматурщики — их бригада начинала с утра.
— А после учебы как продолжился ваш трудовой путь?
Это еще одна памятная для меня дата — 8 августа 1980 года. Меня тогда поставили сменным инженером на «Чертановской». Это была моя третья станция, второй стала «Площадь Ильича». Потом строили тоннели между «Нагорной» и «Нахимовским проспектом», перегоны на « Орехово», шахту на «Цветном бульваре», притоннельные сооружения между «Дмитровской» и «Тимирязевской», второй наклонный ход «Белорусской» , станции «Дубровка» и «Трубная».
Были и другие объекты: два фитнес-центра, Кутузовская развязка, внутренняя сторона Лефортовского тоннеля, Центр Мейерхольда. И снова вернулись к метро: второй выход с «Маяковской», участок Люблинско-Дмитровской линии. Поработали и на «Савеловской» Большого кольца.
— О чем вы мечтаете на стройке?
— Чтобы строительство шло легко, а проектировщики и строители быстро находили общий язык.
Сложности проходки
Самый длинный наклонный ход в Московском метрополитене появится на станции «Шереметьевская» Большого кольца. После обследования площадки и заморозки подземных вод началась основная проходка. Делают ее в полуавтоматическом режиме. Специальный укладчик помогает зафиксировать кольца тюбингов и выгрузить на поверхность породу. На одно кольцо приходится до 100 кубометров грунта и двое суток работы.