«Огни новогодней Москвы» стали хитом зимних экскурсий
Экскурсовод Виктор Сутормин поспешил успокоить: проводятся регулярно.
- У них есть своя специфика, - объясняет мужчина. – «Сборные» экскурсии уступают индивидуальным, так как основной потребитель в это время – люди приезжие.
Однако есть и местные жители, которые хотят необычно провести, к примеру, день рождения или сделать не банальный подарок друзьям. У меня, например, хит зимнего сезона называется «Огни новогодней Москвы». Все эти арочки-гирляндочки людям очень нравятся. Правда одно и тоже в течении нескольких дней надоедает. Поэтому стараюсь импровизировать.
- Какие не избитые места можно показать в столице? - интересуюсь у Виктора Сутормина.
- Для гостей - все места не избитые. Но как показывает практика, на краеведческие пешеходные экскурсии ходят не приезжие, а москвичи. Среди тех, кто проводит авторские экскурсии, почти каждый является экспертом в каких-то своих излюбленных темах. Например, Денис Дроздов изучил Замоскворечье как никто другой, Даниил Давыдов исследует московские подземелья, любимая тема Татьяны Воронцовой – Москва в кино, кто-то специализируется по архитектуре модерна, кто-то – по авангарду и конструктивизму. И каждый из экспертов может рассказать такое, чего вы ни в каком интернете не отыщете, и показать то, чего вы не замечали там, где проходили уже сотню раз.
- А какое самое древнее здание или сооружение в городе?
- Тут не всё так просто. Москва – это вам не Рим, «Вечный Город», который 3 000 лет простоял и ещё столько же простоит, делаясь только лучше, как коньяк от выдержки. Москве «настаиваться» никто никогда не позволял, и урон нанесли не только Тохтамыш с Наполеоном – у нас многие градоначальники считали себя вправе улучшать город в меру своего понимания. Так что старая Москва если где и сохранилась, то не благодаря заботам руководства, а разве что по недосмотру московского руководства прошлых лет – примерно так уцелел кусочек стены Китай-города на задворках гостиницы «Метрополь»: ломали, ломали, а до этого закоулка просто руки не дошли…
Кроме того, не так уж давно наши предки осознали, что существуют объекты, обладающие исторической ценностью и в силу этого факта не подлежащие никаким перестройкам-переделкам и тому подобному. Собственно, всего лишь с середины XIX века вошло в нашу практику понятие «научной реставрации». Поэтому объекты даже «старые» не сохранили своего первоначального облика. Допустим, храм святого князя Владимира на Ивановской горке существует. Его построил Алевиз Фрязин в 1515 году – но от творения итальянского зодчего мало что осталось, поскольку церковь перестраивали в XVII веке. И этому храму ещё повезло, потому что в веке XX его могли бы и разрушить до основания… но церковь закрыли до так называемой «безбожной пятилетки», передав в распоряжение органов ОГПУ – а принадлежащее чекистам здание попробуй сломай.