Эксперты рассказали, ждать ли россиянам «трезвого Нового года»
Руководитель Союза импортеров алкогольной продукции Валерий Филатов сообщил о возможных перебоях с поставками импортного алкоголя в Россию. Это связано с введением акцизных марок нового образца: по словам Филатова, многие компании не получили новые марки и из-за этого не смогут ввезти продукцию из-за рубежа, что в условиях повышенного предновогоднего спроса может привести к нехватке импортного алкоголя на полках магазинов. «ВМ» узнала мнения экспертов.
Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович призывает потребителей не беспокоиться. По его словам, подобные проблемы перед Новым годом — обычное дело.
— Это уже как «Отче наш» для нас, — пояснил он. — Каждый год случается, что какие-то компании не успевают получить акцизные марки. Но совсем без импортного алкоголя страна не останется: у нас достаточно большие запасы, и, чтобы их истощить, потребуется как минимум год ничего не завозить в Россию. Основная масса покупателей проблемы не заметят, могут пострадать разве что те, кто ищет конкретные наименования вин.
Леонид Попович считает, что любое импортное вино можно заменить соответствующим по качеству отечественным продуктом.
— У нас большое предложение хороших винодельческих продуктов, никакого «караула» нет, — объяснил он. — Да, это неприятно для бизнеса, для каких-то конкретных компаний. Но потребитель этого не заметит. Без игристого наши соотечественники точно не останутся. Например, в верхнем ценовом сегменте у нас есть несколько компаний, которые могут составить конкуренцию французским и итальянским производителям: «Абрау-Дюрсо», «Кубань-вино», «Новый Свет», «Фанагория», «Лефкадия». А все, что ниже тысячи рублей, здесь еще большее предложение отечественных вин, качество которых давно уже на уровне Европы.
Генеральный директор Комитета производителей алкогольной продукции Александр Романов считает, что проблемы с акцизами — явление нездоровое.
— Уже как минимум третий год с акцизными марками постоянные проблемы с получением, с печатанием, — сказал он. — Это совершенно не упрек в адрес Гознака: там все в порядке, Гознак может печатать столько акцизных марок, сколько необходимо. Главное, чтобы все оформлялось вовремя и заключался договор с Федеральной таможенной службой и Центральной акцизной таможней. Но все проблемы как раз лежат в организационной ситуации на Центральной акцизной таможне. Что там происходит, мы не можем понять, но третий год как минимум импортеры решают эти проблемы. Проблемы серьезные и системные.
По словам Романова, решать вопрос каждый раз приходится в «ручном режиме».
— Мы постоянно должны выходить на уровень первых вице-премьеров и Минфина, чтобы решить эту проблему, — сказал он. — Это совершенно ненормальная ситуация. В то время, как федеральные специальные марки для маркировки алкоголя производители получают в срок до 29 дней, на получение акцизных марок уходит до 90 дней, плюс их еще нужно отправлять за границу, чтобы их там наклеили. В этом году была такая ситуация, когда очень многие импортеры по заявкам, поданным в июне, марки получили в ноябре. Это разве нормальная ситуация?
Романов считает, что из-за сложившейся ситуации несет потери не только бизнес, но и государство.
—Для меня всегда важны государственные интересы, и я вижу, что государство теряет бюджетные деньги, и деньги огромные, — пояснил он. — Ведь импортеры платят авансом: все таможенные платежи, в которые входит акциз, пошлина и НДС. Но если импорта не будет, государство этих денег не получит. Глобальной катастрофы, конечно, нет, да и люди без спиртного не останутся. Но есть серьезная системная проблема, на которую тратится масса временных и человеческих ресурсов. И совершенно непонятно, зачем.