Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Иван Охлобыстин: Боюсь, что я равнодушный

Общество
Иван Охлобыстин: Боюсь, что я равнодушный
Я корю себя за то, что такой лентяй, поскольку мог бы делать больше, и оправдываю себя тем, что тогда бы мое творчество вышло на поток / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»
Иван Охлобыстин в детстве всерьез мечтал стать волшебником. То, что заветная мечта не сбудется, будущий актер, режиссер и писатель осознал, когда ему исполнилось 14 лет.

И тогда Иван решил: он будет снимать кино и сниматься в кино, а еще писать сценарии и книги — потому что в этих занятиях есть немного волшебства. Создание новых миров, превращение злых героев в добрых — такое под силу волшебникам и художникам.

— Иван, вы недавно написали книгу «Запах фиалки». Про то, как война в Сирии изменила гламурного московского журналиста. Это же сценарий к фильму. Фильм-то будет?

— Надеюсь, что да. Честно говоря, я стесняюсь выяснять. Сценарием сейчас занимаются художники. Если я им вдруг потребуюсь, с удовольствием сделаю все, что они скажут. А пока чего лишний раз лезть?

— В книге есть что-нибудь личное, там Охлобыстин присутствует?

— Да. Собственные мысли нужно озвучивать прямо, избегая метафор. Потому что недосказанность или извечно саркастическое отношение приводит к равнодушию. Сейчас, например, плохим тоном считается упоминать про «Крым наш». Мой главный герой это декларирует, стреляя в объективы... Ну, не буду рассказывать. Или Дамаск. Я был в Дамаске еще в 90-е. Это прекрасный, красивый город. Там могила Саладина, дворцы из хрусталя — это не описать. И потом Дамаск — одна из цитаделей ортодоксального православия. Для меня это вдвойне интересно.

— Все, что вы делаете — фильмы, книги, публикации, — это творческая самореализация или миссия?

— Не может быть художника без миссии. Если тебе люди доверяют личное время, у тебя перед ними обязательства. Не может быть оправданий скучному фильму. Человек, заплативший деньги, не должен получить «скучно и недопонято». «Они не поняли меня», — сказал художник.

Значит, это плохой художник. Все великие, даже самые замороченные, были поняты, причем в то же мгновение, как были предъявлены. «Черный квадрат» Малевича тут же нашел обоснование. Есть очень много пустоцветов, которые под «непонятностью» маскируют отсутствие смысла. Реализуют себя любимых. Но честно ли их отношение к людям? Так что волей-неволей я соблюдаю, положим, сюжетную конструкцию, чтобы не скучал человек. Описательный момент максимально в этой книге минимизирован, там много движения. С другой стороны, чтобы пространно описывать Дамаск, даже таланта Резерфорда или Гиляровского не хватило. Больно древний город.

— Ну вы же все равно считаете себя талантливым человеком, гениальным?

— Все себя считают гениальными. В череде всех себя считающих я корю себя за то, что такой лентяй, поскольку мог бы делать больше, и оправдываю себя тем, что тогда бы мое творчество вышло на поток. Имеют смысл даже не деньги, а ощущение того, что ты стал больше после появления книги или фильма. Это важнее, чем гордыня. Гордыня имеет практические обоснования, а это мистика чистой воды.

— Сказки не пробовали писать никогда?

— Это самое сложное. Это вершина литературы. Фантастика, которую я пишу, — та же сказка. Есть в литературном мире определенный снобизм по принятию фантастики, хотя, начиная с Анджея Сапковского, она сложилась в самостоятельный жанр, она не менее достойная дорога к сердцу читателя, чем драматические произведения. Фантастика формирует нас. Вообще способность к фантазии — это вершина интеллектуальной деятельности. Мы же сначала придумываем, потом реализуем на практике.

— Так планируете когда-нибудь взяться за сказки для детей?

— Может быть, даст Бог, если у меня хватит сил. У меня был цикл смешных рассказов «Дачные поверья». Но они для взрослых и больше походят на журнал «Ералаш», нежели на художественное произведение.

— Кто будет главным персонажем сказки, навскидку?

— Обычный человек. Но взрослый, не ребенок. Ребенок — это высший уровень, маленький ребенок онлайн связан с этим массовым бессознательным, с космосом. При этом ребенок — просто недоразвитый взрослый. Важно, чтобы ребенок эту информацию тоже знал и принимал правильно. Не как уничижительную, а как достоверную. Тогда со временем он будет правильно относиться и к своим детям. Это не означает, что он не будет их любить, наоборот.

— Вы когда-нибудь сталкивались в жизни с чудом?

— Чудо — это нарушение известных физических законов. Я видел не так давно, как появилась кровь на иконе. Чудо, что сейчас я такой, какой есть, что у меня семья, потому что нельзя сказать, что я был стабильным членом общества. Чудо, что меня сделали священником, что мои дети родились здоровые — в звонкие 90-е я жрал что попало. Рок-н-ролл, Sex Pistols, жизнь в стиле дэд-металл. Меня окружают совершенно прекрасные люди, я ни одного из них не заслужил.

— Вы себя считаете хорошим человеком?

— Боюсь, что я равнодушный. В отличие от Оксанки (жена Ивана Охлобыстина Оксана Арбузова. — «ВМ»), я могу пройти мимо некоторых вещей, мимо которых она не пройдет. Или умение прощать, например. Не скажу, что я памятозлобивый, но я с юмором отношусь к прощению. Я же не судья, чтобы судить людей, не милиционер. Взятку мне за это не дадут.

— А хотелось в детстве быть тем же судьей или милиционером?

— В данном вопросе я всегда чистоты намерений придерживался: с детства хотел быть волшебником. И только в 8-м классе сделал вывод, что это невозможно, и решил стать режиссером. А вот сейчас я уже сомневаюсь, что был тогда прав. То, что мы называем волшебством, разлито вокруг, во всем. Просто мы относимся как к очевидному к вещам неочевидным.

— А как вы пришли к церкви?

— Мы познакомились с Оксаной, я влюбился. Оксана — огонек, я — огонек. Мы поняли, что самоуничтожимся, произойдет взаимная аннигиляция, и требуется что-то, что будет нас стабилизировать. И почему-то мы решили, что это должна быть церковь. Мы сразу нашли адекватного священника, без дикостей, хотя много было в те времена крайностей. И с тех пор мы у него окормляемся. Тысячу наших мелких скандалов он погасил. Ведь крупное начинается с мелкого: «не там ты положил свои наушники» — и все, скандал, развод, а потом он ее застрелил из ружья и сам выкинулся из окна...

Такая ерунда может произойти. И нас от этой ерунды священник оградил. Мы начали ходить в церковь. Потом я стал алтарником. До этого у меня минимум было представления о церкви. Я только в 9-м классе крестился. Папа-коммунист отнесся к этому ласково-сентиментально...

Прошли годы, я уже в кино снимался — однажды друзья попросили меня отвезти одного архиепископа в Софрино. Он выглядел как инженер-практик: в костюмчике, со старым дипломатом. Мы много в дороге разговаривали, потом он сказал, что мне нужно быть попом, и в приказном порядке через какое-то время рукоположил сначала в дьяконы, потом в священники... Однажды протоиерей Дмитрий Смирнов спросил меня: «Снимаешься?» — я говорю: «Вроде нельзя», — а он: «Не сходи с ума. Кормчая (главная книга бытовых постановлений Православной церкви. — «ВМ») писалась за 400 лет до появления братьев Люмьер. Там ничего нет о кино». Тогда я попросил у патриарха Алексия разрешения вернуться в кино, и он дал его.

Правда, я пока не могу служить литургию: «запрещен к служению, пока снимается в кино», но остаюсь священником. Я могу благословлять, исповедовать, но не могу отпускать грехи — это техническая составляющая исповеди, и ее может сделать рядом стоящий священник. Хотя это не очень деликатно по отношению к отцам исповедующим. Вот когда я перестану сниматься в кино...

— Когда это будет?

— Не знаю. Я надеялся, что в этом году. Бомбил все лето на четырех проектах. В результате выкупил дом, сейчас котел меняю. В службе есть свои сложности, минусы. Но мало что может сравниться с внутренним освобождением человека, выходящего из церкви. А кино тоже не оставишь. Девушка может уехать из деревни, а деревня из девушки — нет. То же самое со мной и кино. Куда я дену цеха любимые, гримерш своих, с которыми по 20 лет на разных проектах работали?

— «Не сотвори себе кумира», но вас любит публика...

— Они просто меня не знают. А если серьезно, то Господь нас любит и делает все так, как мы хотим. Я хочу жить в комфортном мире — я живу. Не всегда это выходит вчистую, обязательно какие-то проблемы могут возникать, но, как правило, если ты начинаешь изучать, из-за чего они, понимаешь, что где-то сам накосячил до этого. Где-то было разрушено прямое течение бытия.

— Вы совершали поступки, за которые до сих пор стыдно?

— Во 2-м или 3-м классе я засунул в мешок кошку и об стенку разбил. Меня тогда сильно интересовали вопросы жизни и смерти. Помню, купили мне двухколесный велик. Это было абсолютное счастье. И вот мы с деревенскими пацанами (жил я тогда у бабушки под Малоярославцем) все, что надо, надули, подкрутили, поправили, подняли сиденье, я сел и в самый момент торжества неожиданно осознал, что я умру. Три дня меня колотил ужас. Из глубин души. Я даже не знал, что есть такие двери внутри нас. Я прятался в кладовке, не мог уснуть... На третий день, видимо, психика устала: скорее всего, это была какая-то разновидность панической атаки (Господь так мудро все устроил, что всему можно найти научный эквивалент). И сознание выдало на-гора, что я бессмертен. Я тут же всем своим друганам, замызганным деревенской грязью пацанам и девчонкам, сообщил, что, когда я умру, все должны веселиться, потому что я уйду во что-то прекрасное.

— Значит, убили кошку...

— Да, из научного интереса. Стыжусь этого. А вообще я к животным очень хорошо отношусь. Например, у нас дома живет ши-тцу Глафира. Единственное животное, от которого нет насморка у моей супруги. Почему-то у нее аллергия стала проявляться. Из-за того, что много рожала, видимо. Я прихожу домой, говорю: «Глафира, раскобянилась, раскобянилась!» — она ложится, лапы расставит, чтоб я ей брюхо чесал. Умная, смешная. Скандалит, выполняет свои функции по охране периметра. Маленькая, косая, лупоглазая, с бородатой мордой и басовитая. Оксана, когда забрала ее из магазина, вылечила от всех болезней, хотя та ничем не болела, я уверен. Она ей чистит зубы и моет попу перед сном, потому что собачка спит с ней. Такая нахалка. Ее все любят, таскают. До Глафиры был джек-рассел. Ну это набитый дурак. Просто кусок мяса метался по дому.

— Есть у вас страхи?

— По большому счету, нет. Всякое было: и на одной руке висел над пропастью, и веревки лопались подо мной, и парашют не раскрывался, и ножами меня вспарывали. Мне 52 года, а Оксана только вчера обнаружила у меня седой волос. Внуков я себе обеспечил (у Ивана Охлобыстина шестеро детей. — «ВМ»), они будут у меня толпой бегать. Зная наших детей — мы сами были такие энергичные — все свалят на нас с Оксаной.

— Кстати, об «Интернах». Как вам ваш герой Быков?

— Нормально. Ребята сделали из него все, что могли сделать приличного. Слава богу, в сериале мало было похабени. Мы с ней боролись. Когда мы поняли, что крутиться уже негде, всем коллективом отказались сниматься. Но пять с половиной лет снимали сериал!

— А зрителю все равно мало.

— Зато он не оскорблен. Нас так любили все это время, было бы преступно разочаровывать людей. И деньги нам предлагали побольше, чтобы сериал продолжить, но мы сказали: «Да, мы можем продолжить, но через несколько месяцев все превратится в «Дом-2».

— Не могу не спросить, как будете Новый год праздновать.

— Лет 15 назад мы с женой поняли, что нет больше того детского ощущения от встречи Нового года, как было когда-то. И мы стали ходить на службу. В 10 вечера она начинается, в 12 мы причащаемся, к половине первого — дома, и начинается вся эта чепуха, связанная с Новым годом, включая песню про тещу, поездки к родителям, обмен подарками, объезд гостей, отвоз пьяненького товарища, привоз пьяненького товарища. Вот так — здорово! И в этот раз будет все, как всегда. Счастье — это такая вещь, которую нельзя пускать на самотек.

СПРАВКА

Иван Охлобыстин родился в 1966 году. Актер, кинорежиссер, сценарист, писатель, священник РПЦ. После школы поступил на режиссерский факультет ВГИКа. В фильмографии Охлобыстина более 50 работ, в том числе такие фильмы, как «Кризис среднего возраста», «Царь», «ДМБ», «Даун Хаус», «Мол Солнца» (в трех последних выступил и как сценарист). В 2001 году был рукоположен в священники. Женат на актрисе Оксане Арбузовой. Воспитывают шестерых детей.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.