Необычные портреты Ленина

Есть ли возможность обмануть полиграф? Полицейский с Петровки

Соль

Тренд на русский маникюр

Аквариумные рыбки

Может ли задержанный самостоятельно выбраться из наручников? Полицейский с Петровки

Научный подвиг: чем нас удивили ученые в 2018 году

Общество
Изобретенный метода также способен помочь в редактировании генома человека.
Изобретенный метода также способен помочь в редактировании генома человека. / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Просвещенья дух в этом году активно витал над планетой, всячески вдохновляя ученых на научный подвиг. Чем удивили нас в 2018-м яйцеголовые? Помним как сейчас.

Круче всего, наверное, в этом году было в биологии. Эта отрасль несется сейчас семимильным галопом в будущее, не забывая оставлять по мере продвижения настоящие россыпи всяких интересных штук.

Одинаковы с лица

Один из таких артефактов был «обронен» осенью в Китае. Речь о ГМО-близнецах, про которых «Вечерка» подробно писала не так давно. Если кратко, то впервые в мире на свет появились двойняшки, ДНК которых была отредактирована еще на стадии эмбриона (таким образом генетики решили «подшить» детям невосприимчивость к ВИЧ).

Претензий к опыту было много, но факт остается фактом — дело сделано, и приоритет в прорыве уже навечно закреплен за китайцами. Перспективы эксперимента очевидны — доведение до совершенства того, что не получилось у природы. В общем, да здравствуют сверхчеловеки, объединенные в сверхчеловечество.

Гомункул. Начало

Англичане создали искусственные эмбрионы мыши. Использовались исключительно стволовые клетки, из которых в итоге вырос хоть и недоделанный, но грызун. Стать настоящей мышью ему пока не светит (наука только в начале процесса), но со временем, думается, все будет. В ближайших планах ученых — искусственный эмбрион человека. Если учесть, что на другом конце света, в Австралии, уже второй год работает искусственная матка (внутри пластикового мешка с питательной средой благополучно вырастили уже шесть недоношенных овечек и останавливаться на парнокопытных не собираются), перспектива соседства с чистокровными гомункулами становится абсолютно реальной.

Встань и иди

Ну а пока «их» ученые играются в бога, наши решают более утилитарные задачи. Например, возвращают парализованным возможность ходить. Это сделали нейробиологи из питерского Института физиологии им. Павлова. С помощью специальных электростимуляторов, которые изначально создавались для подавления боли, им удалось «уговорить» уцелевшие нейроны спинного мозга (а такие остаются даже при обширных повреждениях) принять на себя двигательные функции. В итоге пациент, пять лет лежавший парализованным, смог передвигаться на своих двоих.

А глаз как у орла

Отправить близорукость (заодно с дальнозоркостью) в разряд несуществующих болезней обещают израильские офтальмологи, которые создали в этом году глазные капли, восстанавливающие роговицу глаза. Пока от очков (в том числе и мультифокальных, то есть для дали и близи одновременно) избавили подопытных свиней, но, говорят, люди не за горами — осталось только доказать безвредность капель для человека, а также выяснить их точную дозировку.

100 000 геномов

Так называется завершившийся в этом году проект, задачей которого было открыть дверь в эпоху персонализированной медицины. По масштабности и значимости событие можно приравнять к изобретению антибиотиков или первой вакцины. В течение 10 лет ученые из девяти стран (Россия, увы, не участвовала) нашли и описали более 95% генетических вариаций, которые встречаются у людей с частотой больше 1%. В итоге был создан гигантский каталог вариаций геномов, который выложили в открытый доступ — в помощь медикам. Теперь можно будет выявить общие генетические черты, лежащие в основе разных болезней, а значит, улучшить диагностику, профилактику, лекарства и методы лечения. Ну и определить повышенный риск того или иного заболевания у конкретного человека, разумеется. Собственно, уже то, что в рамках проекта каждый четвертый участник с редким заболеванием получил диагноз впервые, говорит о многом.

Внутренний цвет

Новая Зеландия в этом году презентовала первый в мире цв етной 3D-рентген. Технологию, которая дает четкую картинку с дотошно прорисованными деталями, «выудили» из Большого адронного коллайдера. В итоге на рентгеновском снимке теперь подробно видны не только кости, но и другие ткани, а также признаки заболеваний во всех подробностях. Кроме того, разработчики говорят, что облучает такой аппарат гораздо слабее, чем его черно-белые собратья. Просветиться во всех подробностях уже можно в новозеландских клиниках.

Космическая сборка

Наши тоже застолбили трехмерный приоритет — первыми в мире распечатали в космосе искусственный орган на биопринтере. Хрящевую ткань человека и часть мышиной щитовидной железы выдал аппарат «Орган. Арт», доставленный на МКС. До этого биопринтеры гоняли исключительно в летающих лабораториях, где невесомость длится всего несколько минут. Ближайшая перспектива использования — отправлять всякие человеческие запчасти на дальние планеты и смотреть, как на них будут воздействовать тамошние условия.

Дети подземелья

Летом этого года на Марсе нашли воду. Вроде бы ничего особенного — разговоры про залежи марсианской воды всем уже оскомину набили. Но тут особый случай. Потому как речь не о льде на полюсах, а о жидкой его ипостаси. В этот раз ученые заявили о подземном озере с водой. Причем, как говорят, оно там не единственное. Ну а где вода, там, как известно, и жизнь…

Музыка боя

На Земле тоже углублялись в грунт. И тоже весьма успешно. Например, сочинская экспедиция Института археологии РАН сделала две редчайшие находки. Причем обе музыкальные.

В одном из раскопанных погребений обнаружили арфутригон (IV в. до н. э.), а в другом — кифару (разновидность лиры, V в. до н. э. ).

Причем детали арфы до этого в мире находили всего лишь дважды (в Афинах и Южной Италии), а вот кифары доселе археологам вообще не попадались ни разу! Уникальный струнный инструмент был в погребении воина (на кифаре играли исключительно мужчины), причем сохранился даже медиатор в виде резной костяной пластинки, с помощью которого извлекали звуки.

Живее не бывает

Слушать музыку без остановки поможет молниеносный аккумулятор, созданный в Китае. Среднестатистический телефон он заряжает за 5 секунд, причем сделать это может как минимум 250 000 раз.

Нетрудно подсчитать, что даже если сажать мобильник до нуля по десять раз в день, батареи хватит на 70 лет. Причина такой живучести — катод из графеновой пленки, нанесенной на алюминиевую основу. Она же, кстати, и сильно удешевит продукт, потому что графен (детище российских ученых, между прочим) гораздо дешевле редкого лития. Нашим, впрочем, тоже есть чем похвастаться. На одном из заводов Росатома в этом году тоже придумали «вечную батарейку». Главная ее фишка — изотоп никель-63, из-за которого батарея может не только спокойно работать 50 лет, но и весит в 50 раз меньше традиционных литиевых.

Чернобыль отменяется

В столичном Институте физической химии и электрохимии подтвердили прозрение Стругацких.

Ученые обнаружили бактерии, которые «едят»... радиацию. Находку сделали на радиоактивной свалке в Сибири, где бактерии «закусывали» ураном и плутоном. Интересно, что гамма-радиофаги (правда, в виде пилюль) фигурировали в романе братьев-фантастов «Стажеры» еще в 1961 году

Небесный тихоход

После вала презентаций, которые прошли по всему миру, стартовали продажи первого серийного летающего автомобиля. Цена PAL-V Liberty, детища голландского автопрома, начинается от 499 000 евро, но производители обещают в следующем году более бюджетную версию, которая обойдется примерно в 299 тысяч. Первые экземпляры поступят покупателям в начале 2019 года. Максимальная скорость передвижения летающей машины — 160 км/ч. Время превращения в самолет и обратно — 5–10 минут. Для управления нужны не только водительские права, но и лицензия пилота вертолета.

Анализируй это

В этом году в Массачусетском технологическом университете создали гарнитуру, читающую мысли. Гаджет AlterEgo, который крепится за ухом и на челюсти, умеет считывать нейромышечные сигналы, которые появляются, когда человек мысленно обдумывает слова. Гарнитура улавливает эти немые звуки и выполняет команду, произнесенную в голове пользователя. Предусмотрена и обратная связь — наушники, встроенные в девайс, передают звуки от компьютера сразу во внутреннее ухо, минуя ушные раковины. Проводником при этом выступают кости черепа.

Оптом и в розницу

Наши военные в этом году доказали, что эпоха географических открытий не ушла безвозвратно — мы в ней живем. Три судна Северного флота («Горизонт», «Визир» и «Сенеж») во время походов в Арктику открыли и описали: 1 пролив, 12 островов, 14 мысов, 6 бухт, а также недосчитались одного острова, который просто исчез. Итого: аж сразу 34 географических открытия за сезон! Интересно, что во многих случаях исследователи повторяли маршруты первопроходцев прошлого и позапрошлого веков. Так что повторенье действительно оказалось матерью ученья.

Так победим

А вот историк Артур Куле (Берлинский университет имени Гумбольдта) исследовал другую экспедицию — поход Наполеона на Россию и опубликовал летом нестандартную работу, в которой доказывает, что русская армия победила корсиканца с помощью… физики Ньютона.

Идею о том, что государства подобны физическим телам, взаимодействие их армий можно рассчитать так же просто, как орбиты планет, а война представляет собой динамическую систему, в головы императору Александру I и полководцу Кутузову вложил флигель-адъютант Людвиг фон Вольцоген. В итоге отступали русские строго в соответствии с хитрым физическим планом. По нему же, получается, и победили.

Ну что ж, как видим, научная мысль в этом году щелкала орешки знаний с азартом изголодавшейся белки. Нащелкала много, нечего сказать. Но еще больше оставила в закромах. Так что в следующем году, думается, без дела она тоже не останется.