Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Екатерина Калачикова: Ничто так не воспитывает волю, не вырабатывает дисциплину, как занятия искусством

Общество
Чем глубже у тебя академическая база и знание классического искусства, тем ярче будут те проекты, которые ты создаешь, отметила Екатерина Калачикова
Чем глубже у тебя академическая база и знание классического искусства, тем ярче будут те проекты, которые ты создаешь, отметила Екатерина Калачикова / Фото: Предоставлено пресс-службой Дирекции образовательных программ Департамента культуры Москвы

Талантливые школьники создают музыкальные группы, пропадают на репетициях и делятся своим творчеством в социальных сетях. Но уже в следующем учебном году у них появится возможность записывать студийные альбомы на базе московских школ искусств. О перспективах, которые создаются для детей, и потенциале столичных преподавателей «ВМ» рассказала руководитель Дирекции образовательных программ Департамента культуры Москвы Екатерина Калачикова.

— Екатерина, такой немного личный вопрос: как вы относитесь к социальным сетям?

— Хорошо. В современном мире это один из инструментов для самовыражения человека. Многие начинающие музыканты сегодня становятся известными благодаря тому, что делятся своим творчеством в социальных сетях. Главное, использовать их в позитивном ключе, тогда они действительно могут сыграть созидательную роль в развитии как человека и музыки в целом. Мы используем соцсети в том числе для коммуникации с нашей молодой аудиторией — нам интересно, чем ребята живут, увлекаются, дышат.

— В преддверии Нового года в социальных сетях популярны так называемые посты-итоги. Представьте, что мы сейчас с вами готовим именно такой пост, какие три важных события уходящего года вы бы отметили?

— Главное событие каждого года — вручение грантов мэра Москвы талантливым детям. Причем я сейчас даже не о самой церемонии награждения говорю, а о мероприятии в целом. На протяжении всего учебного года огромное количество участников проходят несколько отборочных туров. В этом году, например, на конкурс подали более 3500 заявок. Этот конкурс направлен на то, чтобы поддержать и мотивировать в первую очередь талантливых детей в области классической музыки, изобразительного искусства, театра и всех тех предпрофессиональных программ, которые часто становятся стартом для тех, кто в дальнейшем представляет Москву на престижных международных конкурсах и на лучших мировых сценах.

Также важно отметить, что в этом учебном году Департамент культуры запустил проект «Музеи — школам искусств», в рамках которого учащиеся и педагоги столичных школ искусств смогут проводить выставки, пленэры и концерты на музейных площадках, а музеи в свою очередь специально для учеников будут проводить экскурсии и мастер-классы, показывать реставрационные мастерские и закрытые для обычных посетителей хранилища. В рамках проекта ранней профориентации талантливых детей внедрена система «школа–колледж–вуз», в которой более 6000 талантливых детей теперь находятся под патронатом профильных колледжей. В Москве большое количество талантов — только в этом году ученики наших школ искусств выиграли 391 Всероссийский и международный конкурс.

Ну и, конечно, конец года для нас — это благотворительный фестиваль «Тепло», который мы уже во второй раз проводим совместно с фондом помощи хосписам «Вера», фондом «Старость в радость» и Благотворительным фондом Константина Хабенского. В рамках этого проекта дети и педагоги проводят серии концертов и мастер-классов для тех, кто находится на лечении и реабилитации в больницах, реабилитационных центрах и хосписах города.

 Старшее поколение зачастую выступает в качестве наставников, делятся своим опытом с начинающими педагогами, а молодежь, в свою очередь, посвящают их в тонкости современных тенденций в мире искусства. На фото: педагог Петр Лушев и ученица класса 10 Алина Хохлова Старшее поколение зачастую выступает в качестве наставников, делятся своим опытом с начинающими педагогами, а молодежь, в свою очередь, посвящают их в тонкости современных тенденций в мире искусства. На фото: педагог Петр Лушев и ученица класса 10 Алина Хохлова / Фото: Наталия Нечаева «Вечерняя Москва»

— Гранты мэра вручают в 19 номинациях: живопись, хореография, академический вокал и другие. Но наверняка это не все направления дополнительного творческого образования, которое можно получить в московских школах искусств. Какие направления пользуются наибольшей популярностью у детей, их родителей?

— Самый большой конкурс у нас традиционно на архитектурно-художественные направления — там он может доходить до 15 человек на место. Это, конечно, огромная цифра, которая говорит о том, что сейчас у детей популярно все, что связано с визуальным искусством. Дизайн, архитектура и другие направления, в основе которых лежит проектная логика, дают возможность ребятам развивать навыки стратегического мышления и командной работы, которые так необходимы в современном мире.

На втором месте — музыкальное искусство. Популярностью пользуется фортепиано и, что особенно приятно, —  народные инструменты, такие, как балалайка, домра, фольклор и народный вокал.

Хореография и театральное искусство в наших школах, к сожалению, представлены не так масштабно. Хотя запрос на них от детей и родителей высокий так же, как и на эстрадно-джазовое искусство, звукорежиссуру, графический дизайн и все те творческие профессии, в которых сегодня наблюдается большой дефицит кадров. Поэтому мы стараемся расширять перечень направлений для творческого образования ребят.

— Расширение возможностей предполагает в том числе наличие классов, где будут заниматься ребята. Сейчас как раз идет обновление школ искусств по программе «Искусство — детям». Что уже удалось сделать?

— Программа «Искусство — детям» — беспрецедентная для школ искусств история. Впервые оснащаются и обновляются абсолютно все московские творческие школы, которые не ремонтировались последние 50-60 лет. Педагоги занимались с детьми в помещениях с рассыпавшимися инженерными коммуникациями, мебелью, видевшей не одно поколение учащихся, на старых музыкальных инструментах, которые уже не подлежали ремонту.

В 2018 году Департамент культуры обновил 50 школ, для которых было закуплено более 1500 новейших музыкальных инструментов, комфортная мебель, благоустроены прилегающие территории. Также было подобрано 20 помещений для школ искусств, которые нуждались в новых площадях для осуществления полноценной деятельности.

Каждая школа ремонтируется согласно собственному дизайн-проекту, учитывающему все особенности здания, его назначения и даже прилегающей территории. Особое внимание уделено комплексным системам безопасности и улучшению инженерных систем. Помимо этого впервые все московские школы искусств приобретают свой собственный узнаваемый фирменный стиль. Но он не исключает индивидуальности каждой школы, ее истории и духа. Нет никакого стремления кардинально изменить облик школ искусств. У Департамента культуры есть задача привести их в порядок и создать внутри каждого здания такое пространство, чтобы современным детям было комфортно реализовывать любые свои творческие идеи. Никто не знает учеников лучше, чем их преподаватели, поэтому мы всегда прислушиваемся к профессиональному сообществу: педагогам, руководителям школ искусств. Именно они решают, каким образом фирменный стиль будет жить в каждом конкретном случае. В результате этой работы получаются действительно уникальные проекты.

— Вот вы говорите, что школы перестраиваются под потребности учеников. А чего, собственно, хотят сами дети?

— Поколение современных детей еще нельзя полностью назвать «digital natives», то есть теми детьми, которые не жили в то время, когда не было ни смартфонов, ни интернета. Но тем не менее где-то на 60 процентов своей жизни они погружены именно в цифровую культуру. Отсюда запрос на все, что связано с цифровой музыкой, звуковым дизайном, световыми инсталляциями, 3D-анимацией — все эти направления сегодня пользуются большой популярностью.

— Современным формам искусства посвящен ваш экспериментальный проект «Арт-лаборатория». Расскажите, в чем заключалась суть эксперимента и что из этого получилось?

— На конкурсной основе из 98 000 учащихся московских школ искусств мы отобрали 55 ребят в возрасте от 11 до 18 лет и поделили их на восемь групп, каждая из которых разрабатывала свой творческий проект для Москвы. 

За первые полгода ребята подготовили Большой фестиваль школ искусств, который с огромным успехом прошел в саду «Эрмитаж», и в рамках этого фестиваля — выставку «Твоя лаборатория ощущений». Так, участники «Арт-лаборатории» за время своего участия в проекте создали световую инсталляцию в столичном парке от идеи и эскизов до компьютерной графики, нарисовали 150-метровое граффити на тему экологии, записали свой музыкальный альбом, создали несколько арт-объектов, открыли выставку своих работ и сняли короткометражный фильм.

Главная задача «Арт-лаборатории» — дать возможность ребятам понять, что они могут создавать интересные проекты для современного города, а кураторам — показать, что дети, очень часто не ограниченные никакими рамками и шаблонами, могут мыслить нестандартно, подходить к решению вопроса более творчески, чем взрослые. Мне кажется, у нас получилось, потому что практически все дети и кураторы продолжают работу уже без нас. И это лучший результат, который мы только могли желать.

В этом году был начат масштабный проект «Искусство – детям» В этом году был начат масштабный проект «Искусство – детям» / Фото: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

— У вас прошел необычный выпускной.

— Да, мы выпустили первых учеников «Арт-лаборатории» открытием в «Музее Москвы» выставки «Чувства Москвы». Она посвящена восьми чувствам, которые дети отобрали сами, как наиболее ярко проявляющиеся именно в столице. Интересно, что в основном это позитивные чувства: забота, гордость, патриотизм… И даже гнев показан не в деструктивном ключе, а в его созидательной силе. По задумке каждое чувство должно выражаться в действии. Поэтому если мы говорим, например, про патриотизм и ты действительно любишь Москву, то тебе необходимо доказать это, сделав для нее что-нибудь хорошее. В контексте выставки — сделать запись в огромной книге пожеланий. Все предложения посетителей по мысли ребят можно будет потом изучить, а самые интересные — воплотить в жизнь.

— Что дальше? «Арт-лаборатория» продолжает жить?

— Да, мы набираем новый поток детей с новыми идеями и задачами. У нас будет немного другая концепция лаборатории. Она, конечно, останется со словом «арт», и мы продолжим делать музыкальные, световые, архитектурные и другие проекты, но они еще больше будут ориентированы именно на город. В наших силах сделать так, чтобы дети разрабатывали арт-проекты для тех районов, в которых живут сами. Это важно не только нам, но и ребятам, которые все время говорили: «В Москве, в центре, так здорово, давайте мы что-нибудь сделаем, чтобы и у нас было точно также». Думаю, новый сезон «Арт-лаборатории» получится еще ярче.

— Как попасть в вашу команду? Какие требования к ребятам?

— Главное условие — быть учеником московской школы искусств, потому что чем глубже у тебя академическая база и знание классического искусства, которые можно получить только в наших школах, тем ярче будут те проекты, которые ты создаешь. Прием заявок, в которых нужно описать свой проект, откроется уже в феврале, и чем ярче он будет, чем интереснее для Москвы, тем больше шансов стать участником нашего творческого эксперимента.

— В продолжение темы экспериментов. Осенью вы запустили еще один проект: при школах искусств начали открываться студии. Зачем они нужны?

— Это как раз попытка ответить на запрос детей и родителей на современные образовательные программы. Пилотный проект — «Студия 19» — реализуется на базе музыкальной школы имени Ракова. В студии пять творческих направлений. Современное искусство для самых маленьких — буквально с двух лет ребята учатся создавать арт-объекты из подручных материалов, ходят на выставки, где учатся видеть и понимать изобразительное искусство. Отдельное направление посвящено перформансу, который уже давно считается полноценной формой современного искусства и присутствует на всех больших выставках. Однако в образовательных программах, к сожалению, ему крайне редко уделяют внимание. Им мало кто занимается, поэтому мы и решили открыть такое отделение для подростков.

Самый большой на данный момент факультет — электронная музыка. Потом идет графический дизайн. И, наконец, импровизация. Это история про музыку, но, чтобы попасть в группу, вовсе не обязательно уметь играть на том или ином музыкальном инструменте. На факультет принимают с любым уровнем нотной грамотности. Главное — желание. Курс специально создан для тех, кто, может быть, никогда и не попробовал, но очень хочет найти себя в музыке, понять, насколько им это близко. «Студия 19» — пилотный проект именно по новым творческим направлениям. Будем смотреть, как они развиваются, насколько востребованы. И, если все пойдет хорошо, то подобные студии появятся и в других школах искусств.

Кроме того, мы планируем в каждом районе как минимум на базе одной школы искусств создать репетиционные базы с самым современным оборудованием и студии звукозаписи. У нас огромное количество талантливых детей, которые сейчас вынуждены пользоваться услугами частных компаний. Наша задача — решить эту проблему и уже к следующему учебному году предоставить им удобные площадки для творческой самореализации.

— У вас столько интересных проектов, планов. Как педагоги вливаются в этот процесс?

— Педагоги относятся к нашим экспериментам где-то с настороженностью, но больше — с интересом. Старшее поколение зачастую выступает в качестве наставников, делятся своим опытом с начинающими педагогами, а молодежь, в свою очередь, посвящают их в тонкости современных тенденций в мире искусства. Получается продуктивный обмен энергиями.

— С этого года преподаватели школ искусств проходят аттестацию на первую и высшую категории в обновленном формате. Расскажите, как все происходит и зачем это нужно?

— К сожалению, аттестация в сознании педагогического сообщества зачастую воспринимается как «карательный инструмент», хотя она никогда им не являлась и не будет. С сентября по декабрь мы получили заявки на прохождение аттестации от 184 педагогов, из которых 118 получили высшую категорию, то есть набрали по итогам всех испытаний высший балл, а 65 — первую категорию. Не прошел аттестацию только один человек. Он получил рекомендации Главной аттестационной комиссии, и мы надеемся, что через год, когда данный педагог немного пересмотрит подход к детям и методикам, мы встретимся с ним снова, и уже на этот раз все пройдет для него успешно.

Аттестация задумана совсем не для того, чтобы уличить педагога в незнании, а для того, чтобы помочь ему определить свои слабые стороны и мотивировать к постоянному повышению своей квалификации, постоянной работе над собой. С этой целью мы ее и проводим.

В этом году у нас обновился не только регламент проведения аттестации, но и состав самой аттестационной комиссии. Впервые за всю историю существования системы творческого образования в нее вошли такие люди, как Владимир Машков, Игорь Бутман, Софья Троценко, Василий Церетели, Александр Цыганков и многие другие выдающиеся деятели культуры и искусства. Мне кажется, в этом тоже ярко выражается наше намерение: аттестация — не вопрос оценки, а способ познакомиться друг с другом, пообщаться.

— А что нужно преподавателю подготовить к аттестации?

— Для начала написать мотивационное письмо. Нам важно понимать, почему педагог не только выбрал свою профессию, но и остается в ней, чего он хочет добиться в работе с детьми. Подтвердить свои слова нужно профессиональным портфолио. В нем преподаватель указывает все свои творческие достижения и достижения учеников, методические разработки, разные проекты, в которых он участвовал. В портфолио должно быть все, что педагог сам считает нужным указать, то, что поможет получить ему самую высокую оценку. По желанию можно добавить отзывы родителей. Они принесут дополнительные баллы.

Следующий важный этап — тестирование. Сегодня оно вызывает больше всего вопросов и страхов. Тестирование состоит из нескольких блоков. Профессиональный: преподаватель отвечает на 10-15 вопросов именно по своей специальности, которые подготовлены его же коллегами — опытными педагогами из Московской консерватории, Российской академии музыки имени Гнесиных и других профильных учебных заведений, и теперь задаются не в очном формате открытого урока, а дистанционно — через формат тестирования. Отдельные блоки посвящены педагогике и возрастной психологии — это то, что любой преподаватель должен знать обязательно. Дополнительные баллы ставятся за ответы на вопросы, которые касаются общих знаний в области истории культуры, современного искусства. Заработать бонусы также можно, ответив на вопросы, которые помогут определить уровень профессионального выгорания или показать его отсутствие. Нам важно, чтобы преподаватели чувствовали себя комфортно, поэтому в рамках подготовки к новой системе аттестации и введению профессиональных стандартов мы уже несколько лет организуем бесплатные образовательные программы в области академической музыки и живописи, педагогики, психологии и открытые семинары по преодолению трудностей в работе с современными детьми и подростками.

Мне кажется, именно такой подход помогает нам узнать педагога с максимально выгодных сторон, в первую очередь, для него самого. Теперь тот же видеоурок, который нужно записать к аттестации, можно снять в комфортной обстановке, без нервов и дополнительных стрессов. Сделать его по-настоящему идеальным, именно таким, каким его и задумывал преподаватель.

 Старшее поколение зачастую выступает в качестве наставников, делятся своим опытом с начинающими педагогами, а молодежь, в свою очередь, посвящают их в тонкости современных тенденций в мире искусства. На фото: педагог Петр Лушев и ученица класса 10 Алина Хохлова Старшее поколение зачастую выступает в качестве наставников, делятся своим опытом с начинающими педагогами, а молодежь, в свою очередь, посвящают их в тонкости современных тенденций в мире искусства. На фото: педагог Петр Лушев и ученица класса 10 Алина Хохлова / Фото: Наталия Нечаева «Вечерняя Москва»

— А дополнительные бонусы педагоги вместе с категорией получают?

— Да, доплату в несколько тысяч рублей к основной зарплате и самое главное — статус. Родителям всегда приятно знать, что их ребенок учится у педагога высшей квалификационной категории. Важно отметить, что с 2018 года мэром Москвы учреждены гранты в размере 140 тысяч рублей в год всем без исключения преподавателям, вне зависимости от категории.

— Повысить свой уровень преподаватели школ искусств также могут на курсах повышения квалификации. Какие сейчас есть предложения для педагогов?

— В год мы проводим более 50 образовательных программ, из них большая часть посвящена классическому музыкальному искусству. Это объясняется тем, что преподавателей музыки в наших школах искусств больше всего. А мы всегда ориентируемся на запросы аудитории, хотя, конечно, не забываем и о других направлениях. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы наши курсы были доступны в онлайн-формате, который в условиях ритма мегаполиса пользуется очень большим спросом. Кроме того, мы регулярно проводим курсы, на которых рассказываем нашим преподавателям о новых подходах в педагогике, дизайне образовательных программ, не менее двух раз в год проходят программы по инклюзивному обучению детей.

Кроме того, у нас есть уникальные программы, которые ориентированы на руководителей школ искусств. В прошлом году мы запустили программу «Арт-образование», в которой лучшие московские лекторы делятся своим опытом в области эффективного управления образовательными организациями.

— Идеальный педагог — он какой?

— Это человек, который в первую очередь уважает в маленьком ребенке большую личность, который внимательно относится к желаниям и интересам маленького человека. Мы думаем, что самое лучшее образование и воспитание — это воспитание своим примером, то есть примером высокой человеческой культуры, любви к своему делу и искреннего непосредственного интереса к тому, как развивается мир вокруг, чем живут дети.

— А есть статистика, сколько детей, окончив школу искусств, выбирают творческие профессии?

— Около 8 процентов.

— Зачем же тогда все это нужно остальным?

— Чтобы воспитать в себе яркую, свободную, но при этом очень дисциплинированную творческую личность. Я всегда говорю: любое творчество, любое занятие искусствами помимо вдохновения подразумевает большую серьезную работу над собой, и ничто так не воспитывает волю, не вырабатывает дисциплину, как занятия искусством и стремление достичь идеалов великих классиков. А умение много работать и достигать цели — это те качества, которые в сочетании с творческим подходом будут востребованы во все времена.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.