Среда 20 марта, 21:03
Пасмурно + 3°
Город

Сладкая Москва: кулинарная история столицы

СТАЛО  Москвички Ольга Алексиевич (слева) и Александра Новикова на презентации торта «Москва» — победителя городского конкурса на главный десерт столицы
Фото: Наталья Феоктистова, "Вечерняя Москва"
СТАЛО  Москвички Ольга Алексиевич (слева) и Александра Новикова на презентации торта «Москва» — победителя городского конкурса на главный десерт столицы
Фото: Наталья Феоктистова, "Вечерняя Москва"
Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о том, что «в ноябре 2015-го появился кулинарный символ столицы — торт «Москва». С того времени ореховый бисквит со сгущенкой купили 574 300 раз». Вчера «ВМ» выяснила, как менялись кулинарные традиции Москвы с течением времени.

Москва, по словам москвоведа и историка Александра Васькина, всегда была законодательницей моды в сфере кулинарии. А сладости, изготовленные московскими кондитерами и пекарями, пользовались огромной популярностью не только среди горожан, но и среди всех россиян — большой глупостью считалось возвращаться из Москвы домой без сладких столичных гостинцев для домочадцев.

— Чего стоит одна только фабрика «Товарищества Эйнем», которая позже стала «Красным Октябрем»! Ее продукция считалась одной из лучших в России, — рассказывает Васькин.

При этом славилась фабрика не только самими сладостями, но и необычной художественной упаковкой. Для оформления конфет приглашались лучшие художники: Бакст, Билибин, Бенуа. Кроме того, знаменитые конфеты «Мишка косолапый» с картиной Ивана Шишкина, известные всем с детства, впервые выпустили именно на фабрике Эйнема.

— Часто в коробки со сладостями вкладывали открытки с интересными и познавательными фактами, а также с репродукциями картин русских художников, — говорит москвовед.

За широкий ассортимент и высокое качество продукции фирма «Товарищество Эйнем» получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. В 1922 году, после национализации, кондитерская фабрика была переименована в «Красный Октябрь». Но популярность торговой марки среди жителей нашей страны была настолько велика, что еще долгое время на упаковках продукции указывалось «Бывш. Эйнем».

Не меньшей популярностью пользовалась среди горожан и всех россиян знаменитая московская выпечка.

— Особенно здесь отличился русский купец, пекарь и меценат Иван Максимович Филиппов. Его выпечка нравилась не только москвичам, слава о ней распространилась по всей России. Полюбил эти булочки даже император Александр II. Настолько они ему понравились, что государь даже сделал Филиппова «Поставщиком двора Его Императорского Величества», — продолжает Александр Васькин.

БЫЛО Кондитеры фабрики «Большевик» Галина Локтионова (слева) и Валентина Жукова с продукцией производства Фото: Виктор Будан/ТАСС

В какой-то момент словосочетание «булочки от Филиппова» даже стало синонимом высочайшего качества.

Сама известная, центральная булочная Филиппова, располагалась на Тверской улице, в доме под номером 10. Она работала даже после революции, назывался этот магазин в советские времена «Булочная № 1». Кстати, попробовать легендарные сайки, пироги и калачи на Тверской можно и сегодня, только на противоположной ее стороне.

Связана с именем Ивана Филиппова и одна легенда о появлении знаменитой столичной сайки с изюмом, описанная московским бытописателем Владимиром Гиляровским. Мол, однажды, генерал-губернатор Москвы Закревский, решив угоститься чаем с «филипповскими» булочками, нашел в одной из них мертвого таракана.

— Привели к нему тут же Филиппова, показали таракана, а он ответил, будто это изюм.

После этого булку с тараканом он незамедлительно съел. Закревский выразил сомнение, бывают ли булки с изюмом, поэтому Филиппову пришлось такие испечь. На удивление, они пришлись по вкусу горожанам, поэтому очень быстро булочки с изюмом обрели большую популярность, — говорит Александр Васькин.

Но самым популярным московским угощением были калачи. С ними также связана весьма интересная история.

— Золотари, которые убирали нечистоты с городских улиц, любили есть эти калачи.

А так как грязными руками есть их несподручно, пекари начали выпекать калачи со своеобразными ручками. Золотари брались, выпечку съедали, а ручки, за которые брались, выкидывали. Отсюда и пошла знаменитая фраза «дырка от бублика», — комментирует Васькин.

Продажа торта «Москва» у станции метро «Маяковская». На фото Людмила Хадамова Фото: Максим Аносов, "Вечерняя Москва"

Булки, сайки и кулебяки от Филиппова были исключительно московским угощением. Их развозили даже в самые дальние уголки России.

Пекари Филиппова использовали особый подход к выпечке, благодаря которому она долгое время сохраняла свежесть. Только испеченную булку они сразу же замораживали, а потом разогревали в печи. В таком виде они могли храниться месяцами.

— Филипповские булки возили даже в Сибирь, при этом они оставались свежайшими, как будто только из печки, — делится москвовед. Сладкие традиции столица продолжает и сейчас. — Москва без сладостей не может. Хорошо, что сегодня эти традиции возрождаются.

Взять хотя бы торт «Москва», а также фирменные конфеты под тем же названием. Я очень рад, что у нашей столицы появилась такая визитная карточка. Ведь она способствует росту популярности Москвы в стране и за рубежом, а также позволяет сохранять исторические традиции, — заключил Александр Васькин. 

СТАЛО  Москвички Ольга Алексиевич (слева) и Александра Новикова на презентации торта «Москва» — победителя городского конкурса на главный десерт столицы
Фото: Наталья Феоктистова, "Вечерняя Москва"

Новости СМИ2

Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER