Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Почему бензин паленый, но все равно дорогой

Общество
Наступил новый год, а вместе с ним пришли новые цены на автомобильное топливо. Сколько ни обещает правительство совладать с ростом цен, этого не происходит. Вне зависимости от того, растут ли цены на нефть или падают. Такое впечатление, что государство не вполне контролирует ситуацию на топливном рынке.

Косвенным подтверждением тому – многочисленные объявления «Продам бензин», «Продам дизтопливо». Откуда это все берется? Из тени, как и многое у нас. И именно теневой рынок во многом участвует в общем ценообразовании на топливо, в том числе помогая «мейджорам» поддерживать высокие цены.

По некоторым экспертным данным (в частности, РСПП), объем контрафактного (то есть прошедшего мимо налогового учета) и суррогатного (некачественного) моторного топлива на российском рынке достигает 60%. Официальные данные (Росстандарта) более скромные - 11%. Но даже по официальным данным получатся, что суррогатом можно заправиться на каждой 8-9 АЗС. Истина, видимо, где-то посередине- процентов 25-30.

Как правило, контрафакт, который почти всегда и суррогат, производится на частных НПЗ. Они по документам могут перерабатывать нефть и нефтепродукты в разные растворители. А на самом деле такие «растворители» пригодны для того, чтобы залить их в бензобак, и машина даже поедет. Мотивация такого производства проста – слишком высокое налоговое бремя при работе «в белую». В сумме налоговая составляющая в розничной цене топлива — более 60%: НДПИ (22,97%), акциз (21,11%), НДС (был 18%, теперь 20%). Эта же налоговая составляющая является главной причиной роста цен на бензозаправках. Вторая причина изобилия суррогатов на российском топливном рынке – отсутствие сквозного контроля на протяжении всей цепочки, от добычи нефти до реализации топлива.

В ряде регионов, где добывается нефть, например, вне учета остается с помощью различных схем до пятой части добытой нефти, и с этих «излишков» не платятся никакие налоги. Далее нефть попадает либо на большие НПЗ, принадлежащие крупным компаниям, либо частные мелкие НПЗ.

В первом случае, как правило, работают по техрегламентам. Во втором ими часто пренебрегают. Однако при этом нелегальный бензин выпускается на тех же НПЗ, что и легальный. Только он тогда маркируется как растворитель. В бензобак такой продукт попадает не напрямую, а через нефтебазы. Они покупают топливо как у нормальных НПЗ, скажем, принадлежащих «Роснефти» или «ЛУКойлу», так и у мелких производителей, причем часто вообще без документов и банковских проводок. Далее топливо уже поступает на АЗС.

Почему бензин паленый, но все равно дорогой Если речь идет о «фирменных» АЗС, принадлежащих крупным нефтекомпаниям, то тут, как правило, опасаться нарваться на суррогат не стоит. А вот если вам приспичило заправиться в какой-то местной сети, то могут быть неприятности для двигателя. На фото: Сергей Пронин / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Если речь идет о «фирменных», принадлежащих крупным нефтекомпаниям, то тут, как правило, опасаться нарваться на суррогат не стоит. А вот если вам приспичило заправиться на АЗС какой-то местной сети, то могут быть неприятности для двигателя. Особенно, если это передвижные АЗС. Там, как правило, продается хотя и более дешевый, но и менее качественный бензин или дизель. Уж точно никакой не «Евро-5». И хотя теперь запрещено продавать «Евро-2» и «Евро-3», некоторые НПЗ еще выпускают «Евро-3», и оно попадает в продажу под видом более качественного.

Основная доля объема продаваемого на АЗС топлива принадлежит ведущими нефтегазовыми компаниями: «Роснефти» (ей принадлежит около 3 000 заправок), «ЛУКойлу» (более 2 500 ), «Газпром нефти» (около 1 300 заправок) и «Татнефти» (свыше 700 АЗС). Независимым топливным операторам принадлежит по численности более двух третей заправок, но они продают лишь примерно 40% топлива, хотя в ряде регионов их доля может быть выше.

В силу высокой налоговой составляющей в цене топлива «честным» продавцам на этапе АЗС остается наценка два-три рубля (5–7%) за литр проданного топлива. В таких условиях независимые АЗС (2/3 численности рынка, напомним) часто с трудом могут выйти на прибыль. В Европе АЗС имеют наценки около 10%. Наши же, чтобы компенсировать свои расходы, идут на манипуляции с качеством топлива, а то и на прямой недолив. Который составляет, по разным оценкам, минимум 5%, максимум до 20%.

Так что нынешняя система ценообразования на топливо, получается, во-первых, не способствует росту его качества (нечего вкладывать в модернизацию производства), во-вторых, не способствует удешевлению топлива.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.