Вторник 26 марта, 16:03
Мокрый Снег + 6°
Город

Юбилейные гастроли: москвичи увидят пять спектаклей театра Товстоногова

Актриса Виктория Артюхова в роли Катерины в спектакле «Гроза» режиссера Андрея Могучего, поставленном по одноименной пьесе А. Н. Островского. В минувшие выходные эту постановку увидел и столичный зритель
Фото: Стас Левшин/пресс-служба
Год театра 19 января открылся в Москве гастролями Большого драматического театра имени Товстоногова. Они приурочены к 100-летию БДТ и 25-летию премии «Золотая маска».

На сцене МХТ имени Чехова зрителей ждут сразу три постановки нынешнего художественного руководителя Большого драматического театра Андрея Могучего — «Гроза», «Губернатор» и «Пьяные».

Малый театр любезно предоставит свою сцену под премьерный спектакль БДТ «Слава» в постановке Константина Богомолова.

А знаменитый спектакль «Алиса» с Алисой Фрейндлих в главной роли пройдет на специально построенной площадке в Moscow Media Dome.

Рассказывая про свою интерпретацию «Грозы», Андрей Могучий отметил, что ему показалось важным соединить произведение Островского с современностью не на уровне социально-бытовых ассоциаций, а вскрывая текст в его мистериальном, музыкально-поэтическом смысле. «Гроза» оказалась идеальной для поставленной задачи. Важным было также найти сегодня такой тип художественного высказывания, который мог бы актуализировать канонический, «архаический» текст, при этом очистив его от стереотипов прочтения. Спектакль «Слава», со слов его режиссера Константина Богомолова, это «пьеса о хороших людях».

— «Слава», — рассказывает он, — спаяна по голливудским канонам. Сюжетная и композиционная рифма там важнее идеологии. Это такой «Мулен-Руж», когда герои танцуют-танцуют, а потом оказываются танцующими в космосе и выстукивают степ по планете Земля.

Что касается спектакля «Алиса», то это философское путешествие во времени и пространстве памяти. К знаменитому абсурдистскому произведению Льюиса Кэрролла спектакль имеет отношение косвенное. Главная героиня в исполнении Алисы Фрейндлих потеряна и одинока в реальном мире, ее неожиданное путешествие в Страну чудес — это попытка вернуться к самой себе. Вот такие разные спектакли привез БДТ.

Оценивая положение дел в современном искусстве, Андрей Могучий философски считает, что часто мы сгоряча называем кризисом те процессы, которые на самом деле являются зеркалом движения времени вперед. А естественным изменениям времени человек зачастую противится.

При этом режиссер признается, что какие-то вещи в нынешнем молодом театре даже и он уже перестает понимать, что ему самому многое не нравится. Но процесс обновления планеты, как и театрального искусства, необратим. И как бы ни трактовали те явления, которые имеют место в Питере и особенно в Москве, какой бы приступ ярости они ни вызывали или, напротив, какой бы поддержкой ни пользовались, все равно признаки нового в театре есть и будут.

Театральное сообщество четко улавливает процессы, которые сопутствуют вступлению России в Год театра. Проблем немало, связаны они и с системой распределения государственных средств, поддерживающих существование русского репертуарного театра, и со сменой руководства некоторых театральных коллективов, и с «зарвавшимися» директорами, позволяющими себе вмешиваться в творческий процесс, «резать по живому» спектакли и менять артистов после отъезда приглашенного режиссера-постановщика. Так что нам будет о чем поговорить в течение наступившего года.

Тревоги столичного профессионального театрального сообщества связаны прежде всего с системой распределения государственных средств среди коллективов.

Меж тем, высказывая недовольство, часто забывается тот факт, что столь масштабного городского финансирования театров, как в нашей столице, нет нигде в мире.

Театры за рубежом — частные, труппа собирается на определенный проект, спектакль играется, пока на него раскупаются билеты, а потом артисты расходятся.

— А у нас в одной только Москве, по официальным данным, существует 250 театров. Федеральных — 14, а столичных — 82, — рассказывает руководитель городского Департамента культуры Александр Кибовский.

В прошлом году финансирование театров в Москве составило 9,3 миллиарда рублей, причем большая часть суммы — это гранты на развитие творческой деятельности. Город из этих же средств оплачивал театрам коммунальные услуги, минимальную зарплату. Помимо этого, Москва еще и постоянно вкладывает деньги в капитальный ремонт зданий.

— К тому же Сергей Собянин всем заслуженным и народным артистам России в Москве добавил к их пенсиям по 30 тысяч рублей, — отмечает режиссер Андрей Житинкин. — Это хорошее подспорье.

Сегодня любой театр по закону имеет право самостоятельно зарабатывать. И лучшим коллективам, таким как «Ленком», это удается. Вместе с тем действительно существует ряд проблем. Это прежде всего сама система распределения грантов, которая зависит от выбора совета 11 худруков, которые подчас не знают творчества тех небольших коллективов, которые просят выделить грант на новые проекты. Есть проблема выросшей цены на билеты. 

Вопросов много, переосмысливать их еще предстоит. Но и театральных радостей не меньше — грядет огромное количество премьер, москвичи уже с середины января по апрель увидят много интересных постановок в рамках «Золотой маски».

Кто станет ее победителем, узнаем 16 апреля на церемонии вручения премии в Большом театре. Причем Год театра и на этом ведь не заканчивается!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ имени Г.А Товстоногова:

—  «Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу», — сказал Александр Блок и возглавил Большой драматический театр. Это было 100 лет назад.

Так родился БДТ. Год театра, 25 лет «Золотой маске», 100 лет БДТ. Три события — время разговора о предназначении и ответственности — ответственности театра перед обществом и общества перед театром, разговора о том, что будет с театром и с нами. Мы привозим в Москву пять спектаклей. Так или иначе, но они отражают сегодняшний день Большого драматического.

КСТАТИ

В минувшем году российские театры, по предварительным данным, посетили 40 миллионов человек, сообщила на Гайдаровском форуме вице-премьер Ольга Голодец. Только федеральные театры в России за девять месяцев 2018 года дали шесть тысяч спектаклей, на которых побывали 3,4 миллиона зрителей.­­

Новости СМИ2

Семинар «Сокращение сроков и оптимизация процедур регистр...

26 марта 15:58
Эфиры Вечерка-ТВ
Все мнения
Спасибо за вашу подписку
Подпишись на email рассылку Вечерки!
Предлагаем вам подписаться на нашу рассылку, чтобы получать новости и интересные статьи на электронную почту.
Created with Sketch. ОТПРАВИТЬ CTRL+ENTER