Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Если попали в ДТП, что делать? Полицейский с Петровки

Теракт в Крокус Сити

Теракт в Крокус Сити

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Выборы

Выборы

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Идеальный мужчина

Идеальный мужчина

Полицейский с Петровки

Полицейский с Петровки

Фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи

Русский след в Гарри Поттере

Русский след в Гарри Поттере

Прикид для статуи Несвободы

Общество
Прикид для статуи Несвободы

[i]Появившиеся минувшей весной публикации о том, что знаменитый мухинский монумент может быть продан за границу (естественно, в Америкуразлучницу), с самого начала имели крякающий акцент: «утка», она и есть «утка». Но есть у неразлучной парочки и невыдуманные напасти: как известно, уже много лет состояние уникального произведения, без снимков которого не обходится в мире ни один учебник по ваянию, находится на грани катастрофы.Впервые мне, к примеру, довелось писать об этом в год 100-летия Веры Мухиной. А совсем скоро — в 1999-м — мы будем отмечать уже 110-летие Веры Игнатьевны и ровно 60 годков, как ее творение — после воистину всемирной славы, завоеванной на Международной выставке-37 в Париже! — смонтировали заново в Москве и поставили на временный, всего 10-метровый (а полагается 34-метровый) постамент перед тогдашней ВДНХ.Предполагали вскоре и место приискать достойное, и реставрацию проделать по всем правилам. Да сначала война помешала, потом еще что-то находилось...[/i][b]28 вагонов для молодой пары [/b]Как известно, увенчать спроектированный (для Международной выставки) Иофаном советский павильон скульптурой решал не сам архитектор. Более того, когда в конкурсе победила идея Мухиной, личные контакты у них вначале не очень сложились...А потом произошло нормальное чудо искусства — два больших мастера стали не просто соавторами, но сотоварищами в воплощении уникального заказа.Скульптура была сооружена из хромоникелевой стали — материала одновременно особо прочного и податливого в обработке. Вначале собрали модель в 1/15 будущей натуры. Но одно дело — скульптура «подросткового» размера: 150 см. Другое — отлить, отковать, соединить почти 25-метровых гигантов. Они — скульпторы, формовщики, литейщики, сварщики, чеканщики — сделали это меньше чем за год.И вот весенним днем 1937 года во дворе ЦНИИМАШа установили несущий каркас, на «живую нитку» сделали примерку (ночью приехал посмотреть Сталин, похвалил). Потом 75-тонного гиганта разобрали на 65 деталей, погрузили их в 28 вагонов и тронулись в путь на выставку в Париж. В Польше перед одним из тоннелей поезд остановили: груз оказался негабаритным.И выглаженные до миллиметра десятками рабочих рук куски просто обрезали автогеном: приварим на месте! И приварили. А на обратном пути, естественно, опять резали...После парижского триумфа «нержавейку» сваливали на платформы для транспортировки домой уже не так бережно. Что касается каркаса — еще одного невидимого шедевра композиции, созданного московским инженером Львовым, — его вообще сварили кое-как, на глазок. Почему он до сих пор не завалил все сооружение? — не иначе, как милость божья! Не много сведущая в инженерии, повторю напоследок еще одно вычитанное мнение специалистов: стальное чудо, придуманное русской художницей Мухиной и сооруженное ею благодаря соавторству советских конструкторов и рабочих, стоит вровень с двумя другими инженерно-художественными чудесами первой половины века — башней Эйфеля и выполненной им же статуей Свободы. Но по сложности технического исполнения московская работа превосходит французские...[b]Какой же спец без спецодежды? [/b]Праздник — то есть акцию по одеванию стальных хранителей входа на ВВЦ — придумали молодые сотрудники предприятия с довольно скучным названием: Объединенный оптовый склад швейных материалов и фурнитуры (место дислокации — Щербинка). Правда, теперь-то они называются короче — «Монолит». Хотя и не имеют никакого отношения к железу с бетоном, а специализируются на изготовлении рабочей одежды.Помните, этак с год назад в метро, в журналах можно было увидеть смешную рекламу: парень в рыжей спецовке и забавная девчонка в синем комбинезоне зазывали отовариваться непременно у них? Позой своей парочка — правда, необидно — шаржировала известных героев серпа и молота....Вот так, с шутки, и пришло к ним большое и настоящее чувство. Я имею в виду у складчан — к монументу.Ведь пародировать великих может каждый, а вот защитить...— Как привлечь внимание к памятнику, который мы решили избрать своим символом, торговой маркой? А что, если... одеть скульптуры? Контингент они наш, и костюмы Мухина четко изобразила... — это уже из рассказа коммерческого директора Лилии Попрыго.Путь в ее уютный кабинет лежал через огромные складские помещения, стеллажи которых сверху донизу заполнены рулонами тканей — от воздушных тюлей до суровых брезентов.Как удалось выяснить, щербинцы — крупнейшие поставщики на отечественном текстильном рынке. У них более ста деловых партнеров. Правда, сами они пока спецодежду не шьют и моделей не разрабатывают. Но недаром сюда хорошо знают дорогу как суровые профессионалы, работа которых — родину и защищать, и тушить, и бурить, так и привередливые заказчики фирменных нарядов для служащих ресторанов, гостиниц, баров, казино. О рабочей одежде щербинцы, кажется, знают все: подберут и ткани, и приклад, уточнят, сколько и какого размера «прикидов» потребуется, закажут конструкторам разработку модели. А после утверждения всю партию сошьют на одном из филиалов...Но меня интересует одна-единственная пара одежды, сложенная в одном из залов под самым потолком и габаритами напоминающая разноцветный спортивный парашют! [b]Размер одежды — 540-й — Это правда, что костюмы предлагали купить уже несколько коллекционеров? [/b]— Да, и наши, и зарубежные звонки были. Ведь работу, между прочим, видели десятки тысяч людей, так что реклама не требуется! [b]— Давайте с самого начала.[/b]— Ну тогда придется издалека — с прошлого лета. Мы ведь люди ответственные, прежде чем разрешение на «демонстрацию мод» получить, девять месяцев разные бумажки и подписи собирали.[b]— Это сколько же нянек у проржавевшей парочки? [/b]— Дам потом папку, сами сочтете. Но что больше семи — точно.Но все-таки наступил тот долгожданный день, когда все мухинские архивы были изучены и примерно определилось: «Размер одеваемых: 540-й. Строение фигур: пропорции стандартные, сложение близкое к идеальному. Особые отметки: в нескольких местах туловища скульптур примыкают друг к другу вплотную, что исключает раздельное надевание костюмов...». Конструкторов швейного объединения «Ярославль» из одноименного славного города на Волге габариты парочки не смутили: клиент всегда прав! Первым делом отправились в музей ЦНИИМАШа, где хранится «подростковая» модель. Потом долго множили, делили, рисовали на экранах компьютеров. Наконец вынесли вердикт: понадобится примерно одна тысяча кв. метров ткани. Признаемся сразу: наши текстильщики пока не производят такую легкую, прочную, эластичную материю, как уже хорошо известная многим курточная «лаке». (Кто не догадался, вспомните самые первые нейлоновые мужские сорочки — вот ее двоюродный прадедушка.) Триколорные рулоны — красное, синее, белое — легко подняли два грузчика: вес прикида скульптур составляет всего 70 килограммов: чуть больше 30 кг на каждую одежку плюс полпуда на шарф.(Если у кого-то после этих строк шевельнулась молекула жалости к плечам многотонных гигантов, напоминаю: стандартная московская мама напяливает зимой на ясельника одежки, составляющие 1/5 его собственного веса. Вот откуда наши богатыри и сколиозники...) Что потом? Гармония, поверенная алгеброй. Синий комбинезон и алый сарафан, скроенные даже не из 65 кусочков, а куда больше. Когда их строчили, лямки уже выползали в соседнюю комнату, а брючины продолжали докраивать... Еще были метры шнуровки, особой крепежной ленты и прочно вошедших в обиход «репейников»-липучек. Сшили. А надевать все это как? [b]Одеть женщину труднее, но интереснее [/b]Лилия Попрыго призналась: у объединения есть контакты с московскими пожарными. Нет, боевые доспехи им здесь не изготовляли. А вот оркестр в замечательные костюмы недавно одели. И так они всем понравились, что, когда она позвонила пожарному руководству — просто посоветоваться, разумеется! — где бы разжиться самыми высокими выносными лестницами, ей бесхитростно ответили: у нас, конечно! Одевали скульптуры ночью 27 марта. В незаурядной работе участвовали 11 специалистов столичной Службы спасения....Знаете, что в замысле Веры Мухиной есть загадка, которую не разгадали даже коллеги? Самой великой мукой для авторского коллектива тогда, более 60 лет назад, было изготовить и укрепить «загогулину» — так все дружно прозвали шарф сложной конфигурации, который она наотрез отказалась исключить из композиции.Официально объясняла — мол, он уравновешивает конструкцию. Инженеры знали, что это не так, но молчали. Работяги-металлисты верили интеллигенции и заставили-таки многотонную «трубу» парить в воздухе, будто она и впрямь невесомая...И вот спустя более шести десятков лет «загогулину» вновь усердно, до седьмого пота, обхаживали крепкие руки, напяливая на нее специально сшитый чехол. Натянули.Рабочего почему-то довольно быстро стали звать «мужиком» и вообще Васей, призывая не кочевряжиться в особо ответственные моменты. Заморочек с комбинезоном было, конечно, полно. Например, как приладить штанину на ногу, перехлестнутую металлическим полотнищем? Ну, допустим, позаимствовав опыт из бессмертной «Бриллиантовой руки».Помните, как герой Андрея Миронова демонстрирует брюки, легко трансформируемые в шорты посредством отстегивания кнопок вокруг коленок? Правда, в фильме кнопки подвели.Зато на площади перед бывшей ВДНХ они функционировали, как в космосе! И вообще, когда у «Васи» все что надо подшнуровали, липучками прошлись, «репейники» соединили, красивый он стал! И тогда спасатели поползли по высоким «стрелам» пожарных лестниц к «Маше».— Никогда не думал, что женщину так трудно и так приятно одевать, — признался потом один из смельчаков.— И ведь до чего хороша: грудь литая, талия, бедра — все на месте, всего в меру. Мы когда на нее сарафан надели, довольны были, как жених при виде невесты! Колхозница и впрямь роскошна: грудь 9 метров, талия — 7. С учетом роста, пропорции почти классические. Только никакая она не Маша — а однофамилица Веры Игнатьевны метростроевка Зоя Мухина. А навечно в паре с ней слит тоже не Вася — а двойник другого московского рабочего Сергея Каснера...Раздели парочку через пару дней, в канун 1 апреля, чтобы не подумал кто, что это шутка... Перед этим проходили у подножия хорошие концерты, разные известные люди нужные слова говорили. И решили наконец создать Фонд спасения «Рабочего и Колхозницы». Фонд создали, про деньги пока узнать не удалось.[b]Я говорю вам «до свидания...» [/b][b]— …Представляю, какие шуточки вам теперь приходится выслушивать: мол, а слабо статую Свободы одеть или Минина с Пожарским? — высказываю догадку под конец беседы.[/b]— Ну у Свободы покрой плаща куда легче, да и на Красную площадь пожарные краны не пришлось бы вызывать, — вполне серьезно отвечает Лилия Валентиновна.— Самый сложный заказ у нас сейчас — для Службы спасения. Нагляделись мы на их работу, выслушали все пожелания и разные удивительные истории и вот создаем такую одежду, в которой все-все должно быть предусмотрено: и куда какие инструменты класть, и — карманы разные. Вот, например, вы знаете, как не только человека из окна вынести, но удобнее всего и кошку спасти или попугая? А мы теперь знаем....Вот, пожалуй, и вся история о том, как одевали Рабочего с Колхозницей. Много чего интересного я теперь про это знаю. А вот что же всетаки будет с знаменитой ржавеющей скульптурой в те немногие годы, которые она еще способна простоять на честном слове, — по-прежнему ясно не очень...[b]Р. S. [/b][i]Из Щербинки я возвращалась на автомобиле, с ветерком. Пересекли кольцевую, потом по Варшавке — к Садовому. За это время я успела насчитать и несколько огромных рекламных щитов самого «Монолита» с знаменитой парой в сине-красном, и не меньше десятка роскошных изображений «Рабочего и Колхозницы», почему-то сменивших свой рабочий инвентарь на пачку табака: это наш «ответный удар», гордо сообщается маячащему за спиной всему «не нашему» миру.Оставлю за рамками рассуждения об аморальности рекламировать привычку курить, до срока уносящую миллионы жизней россиян. Но ведь каждый такой одноногий щит приносит в год более 10 тысяч долларов дохода! И если какой-нибудь Наоми или Евангелисте за использование их внешности платят приличные гонорары, может, и наши «Вася» с «Машей» вправе рассчитывать на некоторые отчисления от рекламы их гордой молодости — на поправку, так сказать, здоровья? [/i]

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.