Творить не запретишь
[b]«Нонконформисты на Красной площади» – выставка с таким символическим названием открылась в Историческом музее. Здесь выставлены работы художников, которые долгие годы были гонимы властью, непризнаваемы официальной критикой, а теперь их живопись и графику почтительно называют «классикой второй волны русского авангарда ХХ века». Эта «волна» представлена в крупнейших музеях России и мира.[/b]В отличие от «великого эксперимента» 1900–1920-х с его гениями Кандинским, Малевичем, Шагалом, Филоновым второе пришествие авангарда в послесталинские времена менее изучено историками искусства.Иногда его появление объясняют реакцией на навязываемый сверху соцреализм, приписывают свободному искусству сугубо политическую окраску. Это тоже было. Особенно в известной «лианозовской группе», где выделялся своей живописью Оскар Рабин. Потом получил развитие «соцарт», где ведущей фигурой стал Илья Кабаков.В большинстве случаев, однако, авангардисты открещиваются от политики, утверждают: «мы жили только искусством», «творить не запретишь». По словам знаменитого Анатолия Зверева, от политики нужно «уносить брюки, как от калитки, на которой написано «Осторожно, злая собака»…На выставке «Нонконформисты на Красной площади» собраны произведения 21 автора из частных коллекций. Конечно, здесь далеко не весь второй авангард. Так, из знаменитой тройки «Зверев–Плавинский–Харитонов» представлен только Дмитрий Плавинский. Но то, что есть на выставке, дает яркое представление о времени, безвозвратно ушедшем. Не ради конкуренции с Третьяковкой устроил этот показ Исторический музей. Он ищет образ своей новой экспозиции ХХ века.Директор Александр Шкурко считает, что «авангард 1950-х – 2000-х годов органично существует в контексте огромной исторической экспозиции музея, подтверждая единство материальной и духовной культуры». В музее надеются, что выставка нонконформистов послужит свежему взгляду на художественные и социальные реалии недавнего прошлого.Сейчас кажется очень странным, как это люди, не имея никакой информации, находили друг друга в 50-е и 60-е годы. А ведь узнавали, когда в Лялином переулке Владимир Вейсберг будет показывать свою необычную живопись – «белое на белом», когда изображение, обычно портрет, будто выступает из густого тумана или, наоборот, в нем тает. Бытовал тогда палиндром «Театр тает».Узнавали, когда можно наведаться к Дмитрию Краснопевцеву (он есть на выставке) в полутемный двор на Метростроевской (Остоженке), чтобы увидеть его новые натюрморты, где осколки посуды и другие утильные вещи напоминали одновременно о бренности и вечности бытия. Очень любил его работы Святослав Рихтер. Можно было нагрянуть в барак рядом с Мосфильмовской улицей, где жил поэт Геннадий Айги. Его стены были всегда увешаны работами Владимира Яковлева. Чаще всего художник (посетители Исторического увидят его картины) изображал цветы, вернее, один цветок в стакане или в вазе.Но по-особому манил любителей свободного искусства другой барак – в Лианозове. Вокруг живущих здесь Рабина и Евгения Крапивницкого группировалась яркая группа художников – Николай Вечтомов, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова и поэтов – Генрих Сабгир, Игорь Холин, Всеволод Некрасов.Не все участники выставки и вообще не все нонконформисты дожили до наших дней, не все живут на родине.– Среди моих друзей, – рассказал «ВМ» Немухин, – Рабин – француз, Целков – француз, Булатов – француз, Мастеркова – француженка… Они уехали по разным причинам: одни – от режима, другие – от нищеты, третьи – за романтикой. Некоторые готовы вернуться, но их удерживает налаженный творческий быт. Сам я насовсем не уезжал – полгода в Германии, полгода в России. Плавинский прожил в Нью-Йорке и вернулся в Москву. Главное не в том, где живешь, а в ощущении уникального русского пространства, которым можно обладать даже на другой стороне глобуса…Такое ощущение, вероятно, знакомо, извините за старый каламбур, известному Эрнсту Неизвестному, живущему в Штатах. На выставке представлена графика скульптора, признанного в Америке и у нас.А вот как говорит живущий в Европе Эрик Булатов: «Мозгов других мне взять неоткуда, сознание мое сформировано русской культурой… Если бы я не чувствовал себя русским, я бы здесь никому не был нужен. Именно оставаясь самим собой, не отказываясь от себя, можно войти в общую культурную работу, стать европейским художником…»Значительную долю выставки в Историческом «охватили» участники полуофициальной студии «Новая реальность» Элия Белютина. Здесь он сам, Владимир Зубарев, Владимир Грищенко, Юрий Васильев.Музей сделал еще один шаг в объективном ознакомлении общества с недавними страницами нашей истории. Он протягивает нить от древних археологических эпох до современности и должен прийти наконец к созданию в своих стенах полной картины ХХ века, без шараханий – то влево, то вправо, то еще невесть куда.