Ох, уж эти Святки!
[b]Святки – это и не праздник, и не будни, и не явь, и не сон… Святки – это почти две недели странного смешения язычества, народных суеверий, переплетающихся с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Святки рождественские начинались в России с 25 декабря (7 января по нов. ст.) и заканчивались за день перед Крещением, то есть 18 января (тоже по н. ст.).[/b]Помните, у Александра Сергеевича: “Раз в крещенский вечерок девушки гадали…” Вот эти-то самые гаданья и есть самое что ни на есть язычество, которое христианская церковь за все века своего владычества над миром так и не смогла искоренить. А раз чего-то нельзя избежать, то остается, как в старом анекдоте, расслабиться и постараться получить удовольствие.Люди подчеркнуто церковные от всяческих святочных обычаев и гаданий, судя по всему, получать удовольствие не должны. А вот тем, для кого в народной старине – и услада, и отдохновение от пресности сегодняшнего прагматизма, окунуться в святочное действо – самое оно! Что всегда в старину происходило в эти дни? Игры, прыжки через костер, песни с хороводами, а также веселое и весьма поощряемое в народе попрошайничество в честь славного языческого божества – Коляды (или Коледы). По словам Карамзина, Коляда – древний славянский бог пиршеств и мира. Хотя и от древнеримских календ тут что-то все-таки есть. Колядовать – значит ходить по домам, поздравлять с праздником и получать за это подарки. Кто что сможет, то и дает. Было две коляды: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская. Первая еще называлась богатой, а вторая – бедной или постной. Не приветить христославов считалось за грех для домовладельца.Христославы ходили по домам, обыкновенно ряжеными. А девушки в банях, у порога дома и склонившись в темной комнате над ушатом холодной воды, замерев с свечой перед зеркалом, гадали на суженого. Отсюда и пошло – суженый-ряженый, отзовись! Святочные игрища любили и простолюдины, и цари. Иван Грозный, сказывают, даже ближнего боярина Репнина казнить приказал за то, что тот “личины” на надел! И Петр I во всех играх такого рода принимал самое живое участие: колядовал по всей Москве! Своих пирогов, что ли, императору не хватало? О святочных гаданьях мы уже не раз писали, а вот о святочных песнях? А между тем они были нередко с большим смыслом. Вот, к примеру, царям пелось: “Чтобы царева золота казна – слава! // Была век полным полна – слава!..” И действительно: будет хорошо царю и народу что-то останется! А тем, кто в цари еще не вышел, пели по-другому: “Еще ходит Иван по погребу – слава! // Еще ищет Иван неполного – слава! // Еще хочет Иван дополните – слава! // Свою братину зеленым вином – слава!..” Тоже, знаете, со смыслом песенка! Пламя костра очищает и веселит: перепрыгни через огонь и сбудутся все желания!