Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Роберт Стуруа: Однажды я удрал с репетиции, как Подколесин от невесты

Общество
Роберт Стуруа: Однажды я удрал с репетиции, как Подколесин от невесты

[b]Выдающийся грузинский режиссер Роберт Стуруа вроде бы и москвич тоже. У нас с успехом идут его “Гамлет” в “Сатириконе”, “Шейлок” в “Et cetera”. И на гастрольные спектакли Тбилисского театра им. Шота Руставели, которым он руководит, в Москве всегда давка. 30 января премьера в Большом: опера Чайковского “Мазепа” в постановке Стуруа.[/b]– Я в Большой попал первый раз лет в 16–17. По-моему, “Спартак” шел в постановке Игоря Моисеева. Мы были на студенческих каникулах в Москве на первом курсе. И пробрались с девочками без билета. Прятались по разным ярусам, но в конце концов нас выгнали милиционеры.[b]– Вы играете на рояле, читаете партитуры, у вас много пластинок. Каков ваш музыкальный мир?[/b] – Я всеяден. Все началось с того, что я хотел играть джаз. Но проучился в первом классе всего полгода. Потому что учительница грубовато со мной обходилась. Она била меня линейкой по пальцам. Не больно, конечно, но я не смог этого выдержать.[b]– Велика ли разница между работой режиссера в драме и в опере?[/b] – Мне кажется, если есть очень хорошие певцы, оркестр, дирижер, декорации, то практически режиссер нужен минимально. Его задача – удобоваримо расставить артистов для пения. Чтобы не заслоняли друг друга, не сталкивались. Мы получаем колоссальное удовольствие уже от самой прекрасной музыки даже в обычных мизансценах. А вообще, я думаю, глупо ходить в оперу вне состояния простодушия и наивности. Если относиться к ней слишком “интеллектуально”, она теряет свою прелесть. Поэтому каждый раз я зарекаюсь ставить оперы! Я, как не совсем нормальный человек, затрачиваю на их постановку такую же энергию, как на работу с актерами в драматическом театре. А на премьере вижу, что все мизансцены пошли насмарку. Певцы сбиваются к центру сцены. Смотрят на дирижера. Поют прямо в зрителя. И зачем я так долго мучился! Но каждый раз это забывается.[b]– Оперный режиссер – профессия уходящая?[/b] – Не убежден. Есть новые оперы, которые явно требуют режиссуры, эксперимента.[b]– Сами-то ходите на оперу?[/b] – Серьезные оперы все больше теряют для меня то качество эстетики, за которым я на них хожу. Свое простодушие. Я люблю в антракте выйти в фойе…. Посмотреть людей… Попить шампанского… Побеседовать… Потом вернуться в зал, подремать слегка… Увидеть оперных фанатов, безумцев, без которых опера вообще бы давно не существовала. Это отдельная каста людей. Я окончательно понял это в Италии, когда увидел, как публика смотрела “Евгения Онегина”, как аплодировала артистам. Мне кажется, там национальный дух максимально проявляется в образном искусстве. Может быть, даже больше, чем в футболе.[b]– Из опер вы ставили “Онегина” и “Отелло”. А что за скандальная история была с “Кармен” в Мариинке? Вы ее так и не доделали?[/b] – Я очень невежливо обошелся с Мариинским театром. Я удрал с репетиции, как Подколесин от невесты.[b]– Зная о нравах Мариинки по музыкальным анекдотам, не буду спрашивать о причинах. Хотя странно: у вас ведь слава самого доброжелательного к актеру режиссера. Это ваша жизненная философия? Жалость к артисту?[/b] – Главное, наверное, все–таки характер. Если у меня в руках материал, с помощью которого я выражаю свои эмоции, почему я должен плохо к нему относиться? Даже художники с кистями обращаются аккуратно. Стараются найти хорошие краски.[b]– Однажды вы говорили, что в театре заложено нечто отвратительное. Что именно?[/b] – Отвратительное, как всякое зло, бездонно. Оно все время видоизменяется. А добро ограничено, имеет свой предел. Поэтому не помню, что я тогда имел в виду. Сегодня же отвратительно другое. Когда люди работают в театре из-за причин меркантильных, из желания примитивной славы. И если чего-то не добиваются – становятся циничными, злыми, мешают другим. И еще я не люблю, что трудишься много, а КПД – десять процентов.[b]– Маловато что–то.[/b]– Но это же много даже для физики![b]– Что вы в театре истребляете?[/b] – Не люблю, когда спектакли поставлены по каким–то внешним причинам. К юбилеям. Или чтобы кому-то сделать приятное, говорить заведомую неправду. Театр не может не быть оппозицией всему. Он должен все время какие-то маленькие форточки открывать. Или двери. Или даже ломать стены. Ну хоть один кирпич должен оттуда вынуть, чтобы люди увидели что-то лучшее. Если нет – он просто тешит чьи-то амбиции.[b]– Зрителю на спектакле должно быть комфортно или дискомфортно? Хорошо ли, например, когда на тебя со сцены брызгают водой? Вовлекают в игру?[/b] – Для меня как для зрителя это смерть! А кому-то нравится. Многие режиссеры любят беспокоить зрителей. И есть зритель, который обожает принимать участие в спектакле. Но я лично просто ненавижу! [b]– Была ли в вашей жизни халтура?[/b]– Халтура, по-моему, есть всегда. Просто опытный режиссер умеет выкидывать ее из спектакля или хорошо заштукатуривать. Работать визажистом. Я бесшабашный человек. Но даже столяр, начиная сколачивать стул, испытывает маленький ужас.[b]– В какой момент вы понимаете, что спектакль умер?[/b] – Бывает так, что у спектакля вроде бы клиническая смерть. А потом он вдруг оживает – просто у актеров были плохие дни. Я смотрел “Синюю птицу” в студенческие годы – от нее уже тогда остались рожки да ножки. Но что-то там все-таки было! Суллержицкий надолго вложил туда магический дух. Населил привидениями. Хорошего театра без привидений не бывает.[b]– Есть ли для вас критерии успеха или поражения?[/b] – Я, может быть, невольно посвящаю свои спектакли кому-то. Представляю себе какого-то человека с мыслью, чтобы ему этот спектакль понравился. Имею его в виду. И никогда ему об этом не говорю. Но все-таки режиссеры, конечно, люди несчастные. Актеры счастливые – у них есть человек, который говорит им правду. А кто ее скажет мне? У меня есть друг – Гия Канчели. Он мне про мои спектакли всегда говорит всю правду.[b]– Вам доводилось, как это сейчас модно, ставить спектакли в амбаре, в конюшне, на чердаке?[/b] – Как раз на чердаке и доводилось! Просто у нас в театре Руставели идет ремонт. А чердак уже готов, там будет наш спортзал. Я поставил спектакль на музыку Канчели “Стикс”. Нечто необычное для меня. И длинное, метров шестьдесят, пространство чердака вдруг заиграло. Даже не знаю, как перенести его на сцену.[b]– Ходят легенды о вашей причудливой энергетике. Я с вами работаю без диктофона. Ведь, говорят, вы их останавливаете бесконтактным импульсом. Режиссер Кама Гинкас считает, что к актеру нельзя подходить ближе, чем на семь метров. А ваше оптимальное расстояние?[/b] – Любое. Иногда хочется артиста потрогать рукой – рука же тоже какие-то сигналы передает. Я шучу, конечно, но на последних репетициях я начинаю поручать свою энергию хэрикам… [b]– Кому, простите?[/b] – Я их называю хэрики. Я вам расскажу. У меня когда-то случилось прободение желудка, и должны были делать операцию. Я не хотел, естественно. И вот лежу я в больнице под капельницей и крепко зажмурил глаза. Каждый человек, когда он сжимает веки, видит на их внутренней стороне какие-то штучки – это пыль в глазу или какие-то отпечатки на роговице, я не знаю… [b]– Такие палочки-колбочки.[/b]– Да-да, палочки. И вот эти палочки у меня были в форме буквы икс, или русского “х”. И я их назвал хэриками. Я был немножко в бредовом таком состоянии. И я сказал им: “А ну-ка, хэрики, сейчас идите в желудок и залечите мне все раны!” Операции я избежал, а через две недели врачи стали искать язву – полтора сантиметра в диаметре – и не нашли даже рубца… Это я, конечно, шутя говорил. Но с тех пор так же шутя, когда мне что-то трудно, я призываю хэриков. Я ими не злоупотребляю – боюсь, что они обидятся на меня на излишние просьбы. Но на последних репетициях приказываю им, чтобы они переместились в актеров.[b]– Ваш “Мазепа” будет с какой-нибудь политической подковыркой?[/b] – Максимум, что может быть, – история двух украинцев. Как только дело коснулось лично каждого – они напрочь забыли и свою родину, и свои ценности. Один не выдержал, что старый человек соблазнил его дочку, и накропал донос. А второй казнил его, собственного тестя. Тем самым попрощался и со своей любовью. Так может быть, он и не любил? Могут ли политики любить? Или там, где политика, не существует ни любви, ни нравственности, ни морали? Я думаю, и родину порой предают из-за политики… Но, понимаете, если нехорошо сыграть, все это так и останется моей домашней лабораторией. Режиссеры очень здорово научились говорить о своих замыслах. А потом приходишь на спектакль – и видишь, что от этого ничего не осталось.[b]– “Мазепу” в Большом вы предложили или вам предложили?[/b] – Мне предложили. Сначала я, честно говоря, отказался. Потом не знаю, что на меня нашло. Наверное, тщеславие, которое точит всех режиссеров, мечтающих о Большом. И вот уже премьера на носу – а я в абсолютном неведении, что это будет.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.