Индийский кинематограф: не только песни и пляски
Безусловно, высокую производительность и популярность индийского кино обуславливает численность населения. Кстати, экспаты приносят до 12 процентов общего дохода данной сферы. Композиции к лентам также обеспечивают приток финансовых средств, однако вовсе из-за песен и танцев местный кинематограф ценится мировыми критиками.
В 1895 году был показан первый в истории фильм, созданный братьями Люмьер, а уже в 1913 появилась немая индийская полнометражная лента. Поначалу картины основывались на санскритских эпосах, а затем стали более социально ориентированными. Киносеансы были формой досуга, доступной каждому, вне зависимости от статуса. В связи с этим, их посещало огромное число людей и со временем индустрия начала подстраиваться под пожелания публики.
Избыточное разветвление сюжета, развитие побочных линий и зрелищность, перешли в кинематограф из театра. Когда в 30-е годы появился звук и движущиеся картинки, наконец, заговорили, возник песенно-танцевальный жанр. Именно он будет ассоциироваться у людей с индийскими фильмами.
В связи с популярностью и колоритом вышеуказанного стиля, скрытыми от взгляда общественных масс останутся резонансные картины, в которых режиссеры дерзко и честно выражали мнение по поводу политического режима, царящего в стране. Р. С. Чоудхури отразил в своей киноленте «Гнев» лидеров национально-освободительного движения, вследствие чего ее запретили на территории Британской Индии. Вскоре после окончания Второй мировой войны и обретения независимости, власти приступили к возрождению культуры и искусства.
Приток финансирования в отрасль и поддержка молодых кинематографистов способствовали повышению качества выпускаемого контента и участию индийских фильмов на мировых кинофестивалях. Ленты начали отражать вопросы, волнующие жителей страны, фокус сместился в сторону документалистики. Период с 40-го по 60-ый год считается золотым веком индийского кино.
Актуальные проблемы рабочего класса, угнетение каст и критика общественного уклада стали главной тематикой того времени. Сатьяджит Рай и его «Трилогия об Апу» зададут высокую планку в киноискусстве и откроют новую главу в истории индийской культуры. Он стал первым лауреатом на премию «Оскар» от Индии, а также сам писал музыку к своим картинам. Кроме того, Рай является одним из трех человек в мире, кто получил приз за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале.
Критики отмечали способность Сатьяджита создавать виртуозные композиции и глубоко проникать в суть человеческой натуры. Мартин Скорсезе, Франсуа Трюффо, Стивен Спилберг, Жан-Люк Годар и Уэс Андерсон заявляли, что на их творчество повлияли фильмы Рая. Его новаторский подход, техника съемки работавшего с ним в паре оператора Субрата Митры и создание жанра «параллельного кино» позволили стране завоевать немалое число наград и премий.
Стиль назывался так, потому что фильмы Сатьяджита шли особняком от национальных картин тех лет. Это была новая волна в индийском кинематографе и примечательно, что она зародилась почти одновременно с двумя другими — французской и японской. Ленты Рая совсем нельзя назвать развлекательными, они не делались в угоду публике. Его вдумчивое кино представляло собой скорее философскую притчу и имело высокую художественную ценность. В свою очередь, оператор Митра первым применил при съемке рефлектор для отражения света.
Другим представителем индийской новой волны был Ритвик Гхатак. Он популяризировал тему реинкарнации и вместе с Сатьяджитом развивал «артхаусное» направление. Они оба снимали малобюджетные независимые ленты, а также писали книги. К сожалению, картины Ритвика не приносили коммерческого успеха. Он не хотел идти на компромиссы с собой и создавать нечто более зрительское. Гхатак страдал от депрессии и многие свои идеи так и не успел реализовать. Его высокий вклад в искусство был признан лишь после смерти.
В 1952 году власти ввели запрет на демонстрацию долгих поцелуев, а тем более обнаженной натуры и бунтов против правительства. Послабления по табуированным темам начались только в 90-е. Вероятно, именно это способствовало и развитию новой волны, и созданию жанра «масала», представлявшего из себя смесь комедии, мелодрамы, боевика и всего, чего только вздумается.
Переход от одного поджанра к другому позволял оставлять за кадром то многое, что нельзя было отразить на экране. Сюжет из-за этого терял свою целостность и мог казаться зрителю не совсем логичным. Масала — это индийская смесь из нескольких специй, которые перетираются вместе, рождая новое вкусовое сочетание.
Фильмы данного направления, как и песенно-танцевальные, являлись визитной карточкой Болливуда. Многие считают, что это общее название для всего индийского кинематографа, однако речь идет лишь о картинах, выпускающихся в городе Мумбаи. Ранее он носил имя Бомбей, объединив которое с названием района Лос-Анджелеса, хиндиязычная киноиндустрия получила знаменитое обозначение.
С 30 января в России стартует фестиваль индийского кино, зрители которого смогут познакомиться с современными картинами и пронаблюдать как изменился подход к созданию фильмов в этой стране. В программе московских показов развлекательные и авторские ленты, однако все они вызвали определенный резонанс на родине. Сеансы будут проходить в сети кинотеатров Каро и продлятся до 3 февраля.