Чем займется ваш ребенок в свободное время?
…РОДИТЕЛИ на работе, уроки уже сделаны, телевизор надоел, а компьютерные игры давно пройдены. Скукота.Чем займется ребенок в отсутствие взрослых? Куда пойдет? Этот вопрос волнует не только мам и пап, от того, кто и как на него ответит, зависит, в конечном итоге, очень многое… Раньше дети могли через весь город ехать в полюбившийся кружок, а кому не хотелось тратить время на дорогу, шли в красные уголки, в детские комнаты при ЖЭКах – те, что ближе к дому, и там рисовали, лепили, играли в мяч и т. д. В наше время, когда детей одних на улицу страшно выпускать, досуговые центры по месту жительства стали особо актуальными. Но что они могут предложить ребенку или подростку? Соответствуют ли они требованиям сегодняшнего дня? Эти и другие вопросы осудили участники первого Гражданского Форума «Стратегия развития социально-воспитательной и досуговой работы с населением по месту жительства – важный фактор духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и профилактики социального сиротства». Форум, организованный Департаментом семейной и молодежной политики, собрал более 300 человек со всех округов Москвы, – ученых, руководителей досуговых центров, лидеров общественных организаций.Итак, что сейчас могут предложить досуговые центры? В основном они идут проторенным путем, предлагая, как и 50 лет назад, заняться спортом, саморазвитием и творчеством – «драмкружок, кружок по фото…», а еще макрамэ, бисероплетением, лепкой.На форуме не раз прозвучала мысль о том, что продолжая и развивая традиции, надо привносить новое, то, что привлечет современную молодежь, родившуюся и выросшую в новую эпоху, поможет преодолеть негативные тенденции современности. По мнению одного из участников Форума старшего научного сотрудника Института теории и истории педагогики РАО Дмитрия Григорьева, сейчас можно говорить, что сложилось «поколение нулевых» – термин, применяемый для современных подростков 12–19 лет.Это поколение конформистов, которым очень тяжело дается любой, даже простейший выбор, эти дети «тонут в море информации» и оказываются либо всеобще недоученными, либо специалистами в очень узкой области знаний. Впитывая информацию, они не умеют ее анализировать и оценивать, чем очень часто пользуются нечистые на руку политтехнологи и продавцы, ими очень легко манипулировать. А еще их называют эгоистическими прагматиками, которые просчитывают все и не склонны делать что-либо бесплатно.Одна из характерных черт «поколения нулевых» – затянувшееся тинейджерство и инфантилизм. Они входят в подростковый возраст раньше положенного срока – в 10–12 – и выходят из него слишком поздно – в 19–20 лет, а нередко все это затягивается чуть ли не до 30.Таким инфантильным, тонущим в море информации и подверженным влиянию извне детям и подросткам досуговые центры могут помочь найти себя, проявить свое внутреннее «я» и предложить творческое развитие личности. Но для этого на местах вместе с креативно мыслящими кружководами должны работать психологи, педагоги, а кроме этого, все подразделения социального комплекса должны объединить свои усилия .Еще одну особенность нашего времени необходимо учитывать работникам досуговых центров. Современная семья совсем не та, что была, 20 лет назад, особенно это касается молодых семей, в которых подрастают дети.Многих из них привлекают экстремальные виды спорта. Чем увлечь таких детей, как спасти их самих и всех окружающих от так называемых «уличных» подростков, которые склонны выплескивать свое недовольство жизнью на всех окружающих? Вопрос и задача не из легких, и пока с ней справляется далеко не всякий досуговый центр. [b]Прямая речь[/b] Заместитель руководителя Департамента семейной и молодежной политики Юлия ГРИМАЛЬСКАЯ: – Работа досуговых центров не должна быть примитивной, модернизация этой работы давно назрела, и одна из актуальнейших проблем, которую надо решать в ближайшее время – разработать критерии эффективности этой работы, насколько она востребована и полезна молодежи. Говоря об организации досуга молодежи, не стоит забывать, что семья – это первый и главный «клуб», в котором ребенку должно быть хорошо и комфортно, и отдыхать он, в первую очередь, должен в семье, а Центры досуга должны подумать, как обеспечить отдых и творческое развитие не только ребенку, а всей семье.