Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Как веселились в пользу бедных

Общество
Как веселились в пользу бедных

В чью пользу танцуем?ЮРИЙ ГУЛЛЕРВ НАШЕ нелюбознательное время представление о благотворительности стародавних времен носит, как правило, несколько однобокий характер.Воображение подсказывает нам несколько театрального купчину в кафтане, сующего двугривенный в руку нищего в лохмотьях, сидящего на паперти замоскворецкой церкви или, в лучшем случае, жертвующего сотни тысяч на создание знаковых для города музеев, театров, домов с бесплатными квартирами. Действительно: и нищим подавали, и арестантов снабжали хлебом насущным, и богадельни строили... Но многие десятилетия существовала в Москве (да и не только в Москве) такая форма благотворительности, как устройство различных праздников, балов, театральных спектаклей и подобных «мероприятий», доход от которых (продажа билетов, праздничных атрибутов, устройства лотерей и т. п.) шел на благотворительные нужды.Благотворительные балы были особенно популярны. Причем если в первой половине XIX века это были преимущественно аристократические «танцплощадки», где дамы и кавалеры высшего московского света веселились в пользу тех, с кем они сталкивались только на улицах города, и то при сохранении известной дистанции...Бокал «благотворительного» шампанского стоил на таких балах, сколько доход какого-нибудь сапожника в течение целого месяца работы.Впрочем, ничего предосудительного в этом не было: таким приятным способом люди состоятельные и просто очень богатые делились с людьми бедными. Впрочем, такой вид благотворительности нравился далеко не всем.Самой «стыдливой» оказалась, как всегда, московская интеллигенция, которая в эти годы была, в отличие от более близкого к нам времени, вполне аристократической по происхождению. Все споры и пересуды в XIX веке выплескивались (как и сегодня) на страницы газет и журналов.Вот только темпы таких «разговоров» были не в пример более медленными, чем в суетном XXI веке: от брошенной в газете «перчатки» до ответного выпада проходили порой недели и даже месяцы.Поводом для одной такой полемики послужили «благотворительные катания» на санях по городу и с ледяных гор, случившиеся в Москве в дни Великого поста 1847 года.Случай этот был особенно показателен, так как всякие увеселения во время поста на Руси обычно не поощрялись. Не прошло и нескольких месяцев, как самая популярная в те времена (и старейшая в России) газета «Московские ведомости» опубликовала присланную в редакцию статью без подписи (в те времена такая анонимность не осуждалась), где ехидно высмеивалась «веселая благотворительность», а в противовес ей превозносился патриархальный вековой обычай подачи милостыни «падшим»...Как оказалось, «безымянным автором» был известный славянофил и писатель, сын еще более известного русского писателя, Константин Аксаков. Писателю ответил Николай Мельгунов, слывший человеком гораздо «более прогрессивных» взглядов и бывший автором знаменитого «Современника». Потом слово получили и другие участники дискуссии, которая, впрочем, достаточно быстро перешла в плоскость чисто теоретическую, с обсуждением того, какой будет благотворительность через энное количество лет, когда в обществе воцарится «разум и взаимное доверие»...А балы и вечера в «пользу бедных» между тем продолжались вплоть до начала Первой мировой войны. Вот только московское дворянство постепенно беднело, и за «благотворительное» шампанское и лотерейные билеты стали расплачиваться вышедшие в большие люди купцы, пошедшие в гору промышленники. Не отставали от «общественности» и московские власти, всемерно помогавшие организации таких вечеров и помещением, и личным присутствием.При этом московские думцы, как правило, не стремились сделать свое участие в благотворительности слишком громогласным. Не поощряли московские власти и безадресную, абстрактную помощь бедным. «Благотворители не должны быть незримы для нуждающихся, а должны стоять среди них и лично знать их, – писал на рубеже ХХ века в журнале «Вестник Европы» В. И. Герье, многие годы бывший гласным Московской думы. – Они должны оказывать помощь не резолюцией, написанной на пачке прошений... а руководиться соображениями, взятыми из жизни...» Впрочем, и старые, проверенные временем формы благотворительности не ушли из жизни в начале ХХ века.Москва все так же раздавала милостыню на папертях всех городских храмов, участвовала в благотворительных лотереях, где нередко разыгрывались весьма значительные суммы, заполняла залы на благотворительных спектаклях «в пользу» престарелых артистов, неимущих студентов и одиноких матерей...Очень интересной формой благотворительной деятельности стали незадолго до Первой мировой войны «цветочные дни», когда по улицам столицы разъезжали повозки и автомобили, с которых с благотворительными целями продавались букетики живых цветов.[b]Кстати[/b][i]«Москва-благотворительница» – так исстари называли нашу столицу. Но только двести лет назад милостыня перестала быть единственным видом помощи просящему.В конце XVIII в. при императрице Екатерине II появились первые законы о пожертвованиях в пользу бедных. После возникновения благоприятной юридической базы были устроены благотворительные заведения: Московский воспитательный дом для подкидышей, созданный на средства богача-горнозаводчика П. Демидова (сейчас это здание занимает Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого), Странноприимный дом графа Шереметева (сейчас Институт скорой помощи имени Склифосовского), Первая градская больница – на пожертвование князей Голицыных. В последующие 150 лет, до 1917 года, в городе было устроено более 600 заведений, созданных на благотворительные пожертвования, – больниц, домов престарелых (богаделен), детских приютов, школ, ночлежных домов, бесплатных столовых, домов с дешевыми или бесплатными квартирами.[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.