Я работаю в неорущем театре
Считается, что главный режиссер театра непременно должен быть диктатором. Жалость и сострадание – не его удел. Но к художественному руководителю Театра имени Ермоловой Владимиру Андрееву это никак не относится.Он не только артиста, но и собаки не может обидеть.И бродячие псы, которые жмутся к зданию Ермоловского театра, прекрасно знают, что здесь их никогда не обидят и обязательно накормят и напоят. А Владимир Алексеевич, как бы он ни был занят, не забудет проследить за этим.Мне интересно просыпаться – Владимир Алексеевич, прежде всего поздравляем вас с наградой – орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Вам исполняется 80 лет. Скажите честно, а на какой возраст вы себя ощущаете? – Конечно, я ощущаю себя человеком взрослым. Но мне еще интересно просыпаться.Интересно читать и открывать новые имена в литературе, разглядывать картины, слушать музыку. Мне интересно жить. Хотя я понимаю, что у меня непростой возраст и всякое может случиться. Но я об этом не думаю каждую минуту. Впереди у меня еще встречи с учениками, размышления о новой роли с интересными партнерами и режиссером.– Какую роль вы готовите? – В конце года мы собираемся выпустить спектакль «Прекрасный сон князя» по произведению Федора Достоевского «Дядюшкин сон».Мне предложили сыграть князя – человека, не понимающего, что такое жизнь и что такое старость.– Подарок к юбилею? – Можно считать и так.Мне приятно, что мною заинтересовался Алексей Левинский – очень своеобразный, ни на кого не похожий режиссер. Поработать с ним как с режиссером мне очень интересно. Надеюсь, наши планы осуществятся.Отдохните от меня! – Каким образом вы собираетесь в театре отметить свой юбилей? – Я не собираюсь ничего отмечать. Приду в свой кабинет и займусь делами. Если кто-то зайдет поздравить и скажет добрые слова, поблагодарю. Но никакой общей гулянки и чествования на сцене не будет.Почему я принял такое решение? Дело в том, что Ермоловскому театру в этом году исполняется 85 лет, и в конце года будет, наверное, вечер, посвященный юбилею театра, а не режиссера Андреева. К этому юбилею мы и готовим спектакль по Достоевскому.– С театром все понятно, но со своей семьей вы, наверное, все-таки отметите день рождения? – Я хочу, чтобы мои домашние уехали отдохнуть от меня. И жена, и сын, и внуки.И если это произойдет, для меня это будет большой радостью. Мне не хочется крутиться вокруг этого. Хочу, чтобы жена, сын и внуки в этот день отдыхали. Тем более 1 сентября начинается учебный год.Я не кокетничаю. А значит, так и будет. Супруга недавно отмечала свой юбилей. И это было очень красиво и хорошо. Но она моложе меня и по характеру человек более общительный.– Я знаю, что вы вегетарианец, но за праздничным столом у вас бывает чтонибудь, кроме овощей и фруктов? – У меня в семье все нормальные люди. Вегетарианец я один. Меня даже мысли о мясе возмущают. Изредка ем рыбу и морепродукты. Но лучше всего себя чувствую с пшенной, рисовой, гречневой кашами, с овсянкой.Скованные одной цепью – У вас творческая семья: вы и жена – актеры, к тому же вы еще и режиссер. А как у вас распределяются домашние обязанности? Кто у вас режиссирует дома? – Моя жена – хорошая хозяйка. Она и занимается домом и всем, что касается быта. А если бы я и захотел заняться домашними делами, она все равно не позволила бы мне это делать. Она фигура, призванная руководить семейным процессом. Это и удобно, и приятно.– А как вы познакомились? У вас был служебный роман? – С Натальей Селезневой, матерью моего сына и бабушкой моих внуков, мы познакомились на съемках фильма «Калиф-аист». Я играл калифа-аиста, а принцессусову – Наташа. Она моложе меня на 15 лет, но, несмотря на это, нам было вместе очень интересно и хорошо.Многие говорили: «Вы же такие разные. Что у вас может быть общего?» Но нас это не волновало.Наши сказочные персонажи превращались в нормальных людей и женились. Так произошло и у нас. С Наташей мы вместе вот уже более 40 лет. Я говорю ей: «Мы с тобой скованы одной цепью». Это действительно так – у нас общие интересы, общие боли и радости друг за друга. Это не значит, что мы такая пара ландринная, вроде старосветских помещиков. Но необходимость друг в друге сохранилась.– Чего вы в жизни боитесь? – Начиная работать над ролью, я с годами все больше и больше, боюсь, что вдруг не заладится. Боюсь, что пьеса, которую хочу поставить, окажется ненужной зрителям. Боюсь за ближних своих. Но, когда я на сцене, эти страхи уходят.– Вы о многом жалеете? – Можно было бы сказать коротко: «Не жалею, не зову, не плачу...» Конечно, о чем-то сожалею, но жизнь сегодня ставит так много задач – и довольно крупных, и маленьких, что на жалость к самому себе отвлекаться бессмысленно.Память – вещь жесткая.Наверное, я мог бы выбрать из жизни что-то, за что мне неловко. Но не могу вспомнить, чтобы я чувствовал себя очень виноватым. Учителей своих я не предавал, даже когда это было выгодно. Свято чту их. Благословившую меня на сцену Варвару Николаевну Рыжову, Андрея Михайловича Лобанова, Андрея Александровича Гончарова, который привел меня в педагогику.Меня взяли вместо маляра – В Театр имени Ермоловой вас пригласил Лобанов? – Да. Еще когда я учился на третьем курсе, Андрей Михайлович как-то попросил меня задержаться и сказал: «У меня освободилось место». А место освободилось во вспомсоставе. Одного в прошлом маляра, ставшего актером, уволили за пьянство. Оклад был смешной, но я, конечно, пошел. Из-за Лобанова. Один умный человек, известный писатель, сказал мне однажды: «Вы работаете в неорущем театре, который защищает достоинство человеческой личности». Наверное, он был прав.– Есть такие слова, которые вы пронесли через всю свою жизнь? – Андрей Михайлович Лобанов говорил, что театр надо уметь любить даже тогда, когда он не достоин любви. Такая потрясающая, мудрая, парадоксально звучащая мысль.– Вы руководите театром, играете на его сцене, заведуете кафедрой в институте, снимаетесь в кино.Но хоть иногда вам удается отдохнуть? – Я читал, что знаменитый французский естествоиспытатель Жорж Кювье отдыхал весьма своеобразно. У него было четыре кабинета. Когда он уставал заниматься одними проблемами, шел в другой кабинет и занимался другими. Я в последнее время ловлю себя на том, что отдыхаю, работая со своими студентами. Очень беспокоюсь за них. Они совсем непохожи на тех, кто купается в ванне попкультуры. Они задают вопросы не из вежливости, а потому, что им это действительно интересно.Пройдусь по Большой Спасской – Вы коренной москвич.Какие места в Москве у вас самые любимые? – Когда возвращаюсь в Москву из какой-нибудь поездки и поезд приходит на один из трех вокзалов, то обязательно прошу провезти меня через Большую Спасскую. Там я родился и вырос.Раньше она была булыжная.Долгое время по ней грохотали и военные машины, которые направлялись на фронт, и гражданские, привозившие замерзшие кочаны капусты. Еще сохранился родильный дом, где я родился. Сохранился ломбард, куда мои родители в послевоенное время носили жалкие остатки добра: помню громадные очереди в ломбард – я и мой младший брат стояли там для того, чтобы потом подошла мама.Конечно же, одно из любимых мест то, где располагается мой родной ГИТИС (ныне Российская академия театральных искусств), куда я пришел впервые – это даже трудно себе представить – в 1948 году, и с тех пор не расстаюсь с ним. Путь до ГИТИСа от Тверской, где я живу, мимо храма мне очень дорог. Очень люблю Спасо-Андроников монастырь, Музей Рублева.Это же чудо какое-то! Москва в чем-то вызывает печаль, а в чем-то радость, но она в любом случае для меня свой, близкий город.Справка «ВМ» Народный артист СССР Владимир Андреев родился 27 августа 1930 года в Москве. В 1952 году окончил актерский факультет Государственного института театрального искусства им.А. В Луначарского и стал актером Театра имени Ермоловой.С 1970 по 1985 год – главный режиссер этого театра. С 1985 по 1989 год – главный режиссер Малого театра. В 1990 году Андреев возвращается в Ермоловский театр и становится его художественным руководителем. Владимир Андреев преподает в ГИТИСе (ныне Российская академия театрального искусства). С 1972 года – заведующий кафедрой актерского мастерства. С 2000 года – действительный член Международной академии театра. На его счету множество фильмов, среди которых «Аттестат зрелости», «Человек родился», «Жестокость», «Сказка о царе Салтане». Владимир Андреев известен и как исполнитель произведений А. Чехова, И. Бунина, Б. Пастернака, Н. Рубцова и Д. Самойлова.