Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Матросская тишина» вновь на афише «Табакерки»

Развлечения
«Матросская тишина» вновь на афише «Табакерки»
Спектакль заканчивается мощным жизнеутверждающим аккордом / Фото: пресс-служба «Табакерки»

История возвращения блудного сына в прочтении Александра Галича, возвращение легендарного спектакля на столичную сцену, возвращение артиста к роли, которая определила его судьбу — «Матросская тишина» вновь на афише «Табакерки». На сей раз — в постановке Владимира Машкова. Свой спектакль новый худрук театра посвятил памяти учителя — Олега Павловича Табакова.

Сама история спектакля «Матросская тишина» началась задолго до того, как Олег Табаков поставил в 1988 году его сначала со студентами Школы-студии МХАТ, а потом перенес на сцену своего «подвального» театра. После этой постановки взоры театральной Москвы оказались прикованными к «Табакерке».

Саму пьесу Александр Галич написал еще весной 1945 года. Причем было несколько безрезультатных попыток поставить по ней спектакли в разных театрах страны. Но цензура была на страже, в тексте Галича не устраивало слишком многое. К тому времени, когда за нее в 1957-м взялся Олег Ефремов в полном творческих сил, бунтующем  «Современнике», «Матросская тишина» уже была негласно запрещена. Первая же генеральная репетиция в ДК «Правды» стала для артистов «Современника» последней. А жаль — в том спектакле главную роль Абрама Шварца гениально (по словам очевидцев) сыграл Евгений Евстигнеев, а сам Олег Табаков исполнял сразу несколько ролей — Митьку и парнишку из санитарного поезда.

После закрытия спектакля пьесу на долгие годы положили на полку. Юрий Нагибин, в частности, вспоминая о ней, объяснял, что «по тем временам она была опаснее вольнолюбивой гитары поры оттепели и застоя». В самом деле, чего стоило одно только название — «Матросская тишина», намекавшее на московский следственный изолятор! Но Галич ведь не ограничился одним названием: он провел параллели между тюрьмой и страной в целом. В тексте ощущалась «вздыбленность времени», характеризующаяся драматичностью характеров и исковерканностью судеб всех без исключения героев.

История, выписанная драматургом, переносит нас в 1929 год в городок Тульчин, где проживает старый еврей Абрам Шварц (Владимир Машков) со своим сыном Давидом. Маленького Додика играет Ростислав Бакланов, повзрослевшего — артист театра Владислав Миллер.

Мечты отца, всю жизнь вкалывающего на товарном складе ради того, чтобы поставить на ноги подрастающего сына-музыканта, устремлены к тому светлому дню, когда он увидит Давида в красивом концертном зале со скрипкой в руках. И в этот заветный день под гром аплодисментов Додик обязательно скажет со сцены присутствующим дамам и мужчинам, что это отец сделал из него то, чем он является сегодня.

Машков делает своего героя филигранно, наблюдать за ним — настоящее удовольствие. От брутального мачо во Владимире Львовиче не осталось в этой роли ни единой черты, перед нами действительно «маленький человек Абрам, похожий на плешивую обезьянку», щедрый и прижимистый, оборотистый и наивный одновременно. Он, закаленный жизненными обстоятельствами, оказывается абсолютно беззащитным перед сыном, испытывающим на людях за отца лишь стыд и желание скрыть родство. Отец нутром чувствует этот стыд и скоропалительно уезжает из консерваторского общежития, а потом и из города, где Давид делает свою музыкальную карьеру.

В судьбе людей, окружающих семью Шварца, как в капле воды, отражается судьба великой страны. Где-то рядом по соседству живет «орущая сорок лет», экспрессивная Роза Гуревич. Актриса Яна Сексте иронично делает свою героиню хитровато-простоватой. Во всем облике ее Розы — нечесаная, в папильотках, в пузырящихся на коленях хлопковых коричневых чулках, повязанная шерстяным платком, словно фартуком — сквозит тот самый колорит, за который мы так любим старую добрую Одессу с ее бесконечным местечковым юморком. «Мейер, приходите через полчаса, когда мы уже поужинаем», —  гостеприимно приглашает Роза бывшего соседа, чтобы послушать его рассказы о дальних странствиях.

Мейер в исполнении Сергея Беляева — фигура знаковая. Если Шварц мечтает объехать мир и собирает открытки, то Мейер уже везде побывал и вернулся на родину. Заветная Стена Плача ему показалась старой грязной стенкой, Иерусалим — чужбиной, где живут совершенно посторонние ему люди. Побывал он и в Берлине, и в Барселоне. Домой возвращается осознанно, понимая, что лучше родины ничего на свете нет.

О Стене Плача мы еще вспомним в другой сцене, ставшей ключевой для самого Галича. Спустя десяток лет после описанных событий в санитарном поезде к раненному на войне Давиду приходит уже мертвый, расстрелянный фашистами в еврейском гетто отец. Он рассказывает историю этого расстрела и историю русской женщины Маши, которая пошла на смерть за своим мужем-евреем, хотя могла бы пойти со своим братом-полицаем и выжить. Маша случайно остается жива, выбравшись из-под горы трупов. Давид тоже увидел Стену Плача. Только для него она находится за линией железной дороги, на разъезде Тульчин-товарный — простая пожарная стена, щербатая от автоматных очередей. И именно к ней каждый день с рыданием по мужу приходит русская женщина Маша.

Хороши в спектакле емкие и точные работы Андрея Смолякова (секретаря партбюро консерватории, искренне верящего в дело партии, которому служит). Прекрасна в своей неуемности комсомолка-активистка Людмила (Арина Автушенко), тайно влюбленная в Давида. Замечателен образ Славки Лебедева (артист Никита Уфимцев), который не собирается верить, что его отец, учивший переплывать Волгу и запускать змея, вдруг стал «врагом народа».

В маленьком городке Тульчине, в общежитии консерватории, с полок санитарного поезда (сценография Александра Боровского) — из-за каждого угла на нас глядят люди, по судьбам которых прошлась беспощадная война. И в тяжелые моменты они внутренне стремятся в родной дом, в любящую семью — со своей болью, своим одиночеством и надеждой отогреться. Режиссер Владимир Машков попытался передать зрителям месседж о том, что родители, которых мы зачастую стесняемся или не принимаем, — единственные на земле по настоящему любящие нас бескорыстно люди. И вот им мы не всегда способны отплатить такой же любовью. А меж тем для человека будущее, размышляет режиссер,  именно за родителями, потому что все мы идем к ним, всех нас ждет один конец, один исход. И от того, насколько наш путь к родителям наполнен любовью, зависят, как ни странно, наши отношения и с собственными детьми.

Несмотря на высокий градус драматичности действия «Матросской тишины» и общий трагизм пьесы, вызывающий порой зрительские слезы, спектакль заканчивается мощным жизнеутверждающим аккордом. Уходящие от нас Абрам Шварц и Давид искренне верят, что родившийся во время войны маленький сын Додика все-таки осуществит их общую мечту — станет великим музыкантом. В этом читается поколенческая  преемственность идей и устремлений. Как и в том, что спектакль Владимира Машкова, посвященный памяти Олега Табакова — выполненный долг и искренний жест любви ученика к учителю. Ведь ученик для хорошего учителя — тот же ребенок. Который в данном случае продолжает «родительское» дело, и, к его чести, надо сказать, — очень хорошо продолжает, на очень приличном уровне.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.