Новые московские магазины: акцент на качество и близость к дому
С этим утверждением согласен и президент Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов, который говорит о том, что снова возрождаются продуктовые магазины для среднего класса.
— Дело в том, что в кризис 2014 года такого рода ретейл чувствовал себя не очень хорошо — кто-то пытался переориентироваться на экономсегмент, кто-то вынужден был закрыться, — рассказал Карпов. — Сейчас же на покупателей с доходом выше среднего переориентировались те торговые сети, которые ранее позиционировали себя как премиум-класс.
В то же время, по его словам, в этой категории удачно сыграли некоторые бренды, которые предложили покупателю товары хорошего качества и по приемлемой для среднего класса цене.
— Дополнительное преимущество таких магазинов — они располагаются в шаговой доступности, — отметил эксперт, подчеркнув, что покупатель обращает большое внимание на этот фактор.
Карпов подчеркнул, что в том числе и поэтому гипермаркеты теряют определенную долю рынка.
— Есть мнение о том, что гипермаркеты позволяют экономить, но это не совсем верное утверждение — средний чек там получается выше, нежели в магазине у дома. К тому же посещение такого рода предприятий торговли связано с определенными сложностями: поездку туда нужно планировать, — подчеркнул эксперт.
Кроме того, в борьбе за покупателя и сохранение объемов продаж даже некрупные ретейлеры стараются демпинговать, и это дает свои плоды. На этом фоне рост показывают и магазины экономкласса — порядка 80 процентов людей стараются внимательно следить за расходами.
Экономист Алексей Коренев уверен в том, что у небольших магазинов больше возможностей для оперативного реагирования на меняющуюся на рынке ситуацию. Но все же таким игрокам соревноваться с крупными сетями тяжело.
Однако он также отмечает неоспоримое преимущество небольших торговых точек — их шаговая доступность, которая для ряда потребителей играет важную роль.
— Нужно учитывать и важную особенность Москвы: у жителей есть всегда хороший выбор и довольно высокие доходы, которые позволяют горожанам выбирать продукты исходя из качества, а не цены, — подчеркнул Коренев.
Поэтому сейчас активными темпами идет развитие сетей, которые ориентированы на людей среднего класса.
— С точки зрения ведения бизнеса в Москве это правильная позиция, которая в долгосрочной перспективе принесет хороший результат, — сказал экономист.
И, безусловно, они составят конкуренцию крупным ретейлерам, но в большей степени за счет перетягивания к себе потребителей с доходом выше среднего уровня именно за счет высокого качества и продуктов, и обслуживания, и соответствующего позиционирования.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаил Шапошников, аналитик в сфере розничной торговли:
— Основным направлением развития ретейлеров и операторов общественного питания и развлечений по-прежнему остается Москва, Московская область и Санкт-Петербург. В прошлом году традиционным лидером и по количеству, и по объему открытий стал сектор продовольствия и товаров повседневного спроса — более 500 000 квадратных метров, свидетельствуют результаты отраслевого исследования. Также активным был сегмент DIY — стройматериалов и инструментов.