Школа жизни, школа воспитания
Последний раз мы были в школе-интернате № 8 пять лет назад, когда там только начала работать патронатная служба. Тогда шли ожесточенные споры по этому поводу, скептики утверждали, что в таком учреждении – в специальной (коррекционной) школе-интернате № 8 патронат не пойдет.И действительно, задача была не из легких – найти семью для детей, которым врачи поставили диагноз – отставание умственного развития. Но где сейчас эти скептики?Из этой школы-интерната в течение пяти лет только на патронат ушло более 30 детей, не считая опеки и усыновления. Начинали с самых маленьких, всеми силами подыскивая для них семью. А сейчас из коррекционной школы-интерната уходят в семьи даже подростки – как считается, самая неустраиваемая категория.Без боязни и стесненияИтак, сегодня на базе школы-интерната № 8, что в Западном округе столицы, создана Окружная уполномоченная организация по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в условиях семейного жизнеустройства. Это первая в Москве подобная служба – государственная экспериментальная площадка, а в перспективе наработанный опыт предполагается распространить на весь город. Цель этой службы – помочь людям, которые взяли детей в семью: на опеку, патронат, в приемную семью или усыновили. Помощь им нужна уже на этапе принятия решения и дальше на протяжении многих месяцев, лет. Если патронатные родители всегда могут обратиться в то учреждение, в котором ребенок воспитывался, то опекунские родители и усыновители такой возможности не имеют. Прийти посоветоваться в муниципалитет? Страшно, а вдруг ребенка отберут? Обратиться в детский дом, откуда взяли ребенка? Тоже стыдно, ребенок уже не их, и зачем им показывать, что не справляешься?Уже давно было ясно, что нужен особый орган, организация, которая не будет контролировать и отбирать детей, а сможет реально помочь, посоветовать, куда без боязни и стеснения можно будет обратиться, которая поддержит в сложной ситуации. Так и родилась служба сопровождения. Опыт показывает, что многим приемным родителям, кроме поддержки, очень нужны консультации специалистов, а самые востребованные из них – юристы, педагоги, психологи, дефектологи и т. д. Служба сопровождения готова предоставить родителям такую помощь. И информацию будут давать не только тем, кто уже решил и подготовил документы, чтобы взять сироту. Сюда сможет прийти любой интересующийся, просто посоветоваться, высказать свои сомнения, рассказать о своих взглядах на прием ребенка в семью. А для тех, кто уже все решил, будет предложено пройти подготовку.Три месяца общения со специалистами, тренинги и беседы позволят понять, правильно ли принято решение, и подготовиться к тому, что ждет семью в недалеком будущем. А затем, после приема ребенка на воспитание в семью, приемные родители могут получать консультации специалистов.Взяли ручку, положили ручку…Служба сопровождения работает только месяц – с 1 сентября, но уже оборудовано помещение, сейчас полным ходом идет разработка нормативных документов, подбор штата. Руководитель Уполномоченной службы по патронатному воспитанию ГОУ специальной (коррекционной) школы-интерната № 8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Татьяна Ивановна Евдокимова уверена, что уже в ближайшее время служба сопровождения сможет помочь многим семьям решить возникающие вопросы.А помощь действительно нужна, ведь без трудностей никто еще не обходился. И на то есть свои причины. Когда ребенок уходит в семью, жизнь его меняется полностью, и привыкнуть к новому порядку не всегда легко. Если раньше вся его жизнь замыкалась между школой и детским домом, то теперь он получает больше свободы, а значит, и больше возможностей, больше соблазнов. Одна дорога от школы до дома чего стоит, особенно когда в кармане есть деньги на завтраки и мелкие расходы.В детском доме или интернате жизнь детей проходит по режиму, под указания преподавателя: встали, взяли зубные щетки – чистим зубы, переоделись, пошли кушать, взяли портфели, сели за парты, взяли ручку, пишем, положили ручку, послушайте меня… И так весь день, год за годом проходит детская жизнь под руководством взрослых.В семье все по-другому. Родители утром, убегая на работу, инструктируют ребенка: после школы придешь, суп разогреешь, погуляешь с собакой – и за уроки, а я вечером проверю. И что же получается? Родители возвращаются усталые после работы домой, мама мечется по кухне, папа решает проверить уроки, а их еще и не начинали делать. Всем уже хочется спать, сил не остается, а приходится всю ночь корпеть над уроками. Внушения, ругань, разговоры по душам идут каждый день, а результат тот же: вечером уроки опять не сделаны, и приходится проводить за ними всю ночь... Так рождается один из самых банальных и самых распространенных конфликтов. Причина его совсем не в том, что ребенок ленится или вредничает. Просто дети из сиротских учреждений не умеют, не приучены сами организовывать свою деятельность, и им этому сложно научиться сразу. Школа, учеба – это большое испытание для приемных родителей.Участие специалиста службы сопровождения в разговоре с администрацией школы, направление ребенка к психологу, беседа со всей семьей уже снимают напряженность и помогают найти пути разрешения сложившейся ситуации.О ценности вещейНередко конфликты возникают из-за еще одной особенности детей, прошедших через сиротские учреждения, – непонимание ценности вещей. В детских домах все бесплатно: пять раз в день стол накрыт и пища очень разнообразная, каждый день фрукты, йогурты и т. д. Такая же ситуация с одеждой, обувью, книгами. На Новый год сиротские учреждения Москвы получают много подарков от спонсоров. «А ведь в семьях, наверное, еще лучше, там купят все, что захочу, подарят, что пожелаю, и ничего не запрещают», – думает большинство ребят из детдомов и интернатов. И если домашние ребята с малых лет знают, что не все можно купить и не все можно делать, то у приемных детей, столкнувшихся с такой ситуацией, наступает горькое разочарование. Как примирить ребенка с действительностью? Кто поможет объяснить, что именно так устроена реальная жизнь? Семье необходима помощь специалиста службы сопровождения. Это не значит, что абсолютно всем патронатным воспитанникам нужно сопровождение до 18 лет, но на начальном этапе оно необходимо каждой семье – это подтверждает опыт сопровождения патронатных семей.Очень важно, чтобы проходили подготовку к принятию ребенка все члены семьи, не только мама и папа, но и бабушки, и дедушки, и кровные дети, чтобы понимать особенности ребенка-сироты.Служба сопровождения только родилась, но главное, что есть уверенность в успехе и огромное желание помочь детям. А как пойдет работа, посмотрим, и обязательно расскажем нашим читателям.